http://community.livejournal.com/metapractice/128498.htmlРефрейминг и "буддизм"Идея НЛП - выработать в себе внутреннего стрелочника, который с нежелательных "хочется" переключал на желательные за счет нахождения для гипотетического паровоза жизни медом помазанных новых рельс.http://bowin.livejournal.com/756414.html?view=6467518#t6467518Это несомненно так. Но и гораздо шире. В НЛП есть особенная модель трансформации человеческого поведения, в которой отсутствует необходимость в ограничениях или принуждении. НЛП эту модель подарили гении психотерапии: Перлс, Сатир, Эриксон.Можно так. А можно и не так - можно обобщенной тренировкой самоограничения. Тренировкой того, что называется "силой воли" - а на деле есть тот самый диспетчер, который в любой момент переключает действие на нужное. И весь рецепт очень прост: нужно регулярно не делать то, что хочется делать, и делать то, что делать не хочется.(1) По приведенному выше рассуждению следует, что водопроводный кран он важнее, чем подводящие воду в дом трубы. Или насосы, закачивающие ту воду в трубы.(2) Если есть желание тренировать именно переключение, то надо тренировать именно переключение с "делай что хочу" на самоограничение и обратно.Как ни крути, такой рецепт лежит в основе большинства духовных практик.Чьих духовных практик? Доступа к традициям древних практик мы не имеем. Мы в любом варианте имеем дело с тысяче тысячекратным перетолкованием что там делали духовные практики в древности.Самое простое - имеющиеся практически во всех известных мне ДП (как связанных, так и не связанных с религиями) практики поста - самоограничения в употреблении пищи.Пост не есть практика в голодании. Пост есть практика "не_употребления_пищи_со_значением".Практика самоограничения во всех форматах - как элемент...Как элемент...
Помню я как-то делал шестишаговые рефрейминги на достижение рабочего настроя, и посетовал что 6ш-рефреймнги делаю, а в работе все равно не прикладываю реальных усилий для достижения того настроя. Ты ответил, что надо делать и рефрейминг и улучшение настроя всеми доступными средствами - что вообще-то логично, непонятно какой еще тут может быть ответ.Получается, что это и есть волевое усилие после рефрейминга, то есть рефреймнг может завершаться сознательной практикой по увеличению разнообразия поведений?В случае, когда намерение ясно, то можно разнообразие основывать на намерении, когда не известно - то .... (пока не разобрался).
Помню я как-то делал шестишаговые рефрейминги на достижение рабочего настроя, и посетовал что 6ш-рефрейминги делаю, а в работе все равно не прикладываю реальных усилий для достижения того настроя.Либо качество рефреймингов не дотягивало. Либо метанойя формировалась очень уж не малая.Ты ответил, что надо делать и рефрейминг и улучшение настроя всеми доступными средствами - что вообще-то логично, непонятно какой еще тут может быть ответ.Да, удерживать процесс в том числе и силой воли.Получается, что это и есть волевое усилие после рефрейминга, то есть рефрейминг может завершаться сознательной практикой по увеличению разнообразия поведений?Волевое усилие между рефреймингами идти и проверять, и улучшать, и отлаживать и т.д. И возвращаться к рефреймингу. Раз с него начал.В случае, когда намерение ясно, то можно разнообразие основывать на намерении, когда не известно - то .... (пока не разобрался).Этот вопрос решен в семишаговом рефрейминге. Предлагается разделить намерение на уровень доступный сознанию, и уровень используемый бессознательным. Но, оба позитивны. И находятся в изоморфных отношениях.
Да, удерживать процесс в том числе и силой воли.Волевое усилие между рефреймингами идти и проверять, и улучшать, и отлаживать и т.д. И возвращаться к рефреймингу. Раз с него начал.Т.е. КАКИМ-ТО образом развитие силы воли надо все равно производить? Вот ЭТОГО как раз я в твоих картинках не увиделНадо признать - то, что я сформулировал, было слишком сырым и весьма неточным решением. Конечно, возведенный в универсальный принцип, алгоритм "делай нежелаемое - не делай желаемое" приводит нас к твоей ситуации из "Ералаша". И я согласен с тем, что длительная мотивация возможна только на каких-то весьма устойчивых "морковках" (скорее всего ВАКОГ- "внутренние" образы).Но - если рассмотреть процесс изменения, внутри него часто сидит возражение. В т.ч. метавозражение на делание изменения - напр. на рефрейминг. Т.е. я про что - что не всегда, особенно в начале изменений (пока метанойя не выработана) можно делать эти самоизменения только на хотениях. Хотя рано или поздно целевое состояние надо сделать желательным - чтобы возвращаться к нему.
Кстати, вот это "увеличение без меры базы вариантов поведения" не имеет ли патологического вырождения? (в стиле упомянтуого Ералаша)Я тут наблюдал одного трехлетнего ребенка, воспитанием которого либеральные родители практически не занимаются. Ребенок не может сосредоточиться ни на одном деле больше БУКВАЛЬНО трех-пяти секунд. Садится рисовать - делает один штришок, вскакивает, бежит хватать книжку, по пути забывает, что бежал за книжкой и переключается еще на что-нибудь. И так непрерывно в течение суток. База вариантов поведения гигантская, а сложного поведения практически нет - и даже сколь-либо длительное поведение только в ситуации, когда находит возможность "повеселиться".
просветление, творческое счастье, открытость для непознаваемого - одно и то же?надо ли понимать, кстати, что здесь есть какой-то переход "количество в качество" разнообразия вариантов поведения - не "патологическое вырождение" в колоссальном разнообразии, а позитивная трансформация?
--Да, удерживать процесс в том числе и силой воли.Волевое усилие между рефреймингами идти и проверять, и улучшать, и отлаживать и т.д. И возвращаться к рефреймингу. Раз с него начал.-Т.е. КАКИМ-ТО образом развитие силы воли надо все равно производить? Вот ЭТОГО как раз я в твоих картинках не увиделЛогика прямо обратная. Буддисты говоря, что силу воли надо воспитывать на самоограничениях.Я же показал, что существует приземленный экологичный процесс, требующий и генерации воли, и ее тренировки. Если совершается ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА - разве не требуется генерировать массу волевых усилий для ее исполнения и завершения?Вот, точно так же и работа с рефреймингом. В нем требуется/можно генерировать массу низкоуровневой воли и усилий, и тренировки.
длительная мотивация возможна только на каких-то весьма устойчивых "морковках" (скорее всего ВАКОГ- "внутренние" образы).длительная мотивация возможна только на внешней активностиНо - если рассмотреть процесс изменения, внутри него часто сидит возражение. В т.ч. метавозражение на делание изменения - напр. на рефрейминг.Когда есть мета мета возражения - в таком случае ВСЕГДА это не отдельные мета мета возражения, но часть большой системы/структуры. Ее надо выявлять, описывать, искать ее ключевое место воздействия.Т.е. я про что - что не всегда, особенно в начале изменений (пока метанойя не выработана) можно делать эти самоизменения только на хотениях.На структуре.Хотя рано или поздно целевое состояние надо сделать желательным - чтобы возвращаться к нему.Либо экстенсивный подход - одна мощная метанойя, которая все изменяет. Либо интенсивный подход. Рисуем понемножку структуру. Находим к ней ключ и меняем все что надо. Последний вариант есть вариант само моделирования. Или - моделирование индивидуальности.
Кстати, вот это "увеличение без меры базы вариантов поведения" не имеет ли патологического вырождения? (в стиле упомянтуого Ералаша)Увеличивается не неконтролируемый выход В НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ поведение множества его потенциальных вариантов. От того, что тело йога обладает потенциалом какой угодно гибкости, - от этого йог не устраивает ежесекундно там где это ему не надо всяческих завязований узлом. База вариантов поведения в рефрейминге есть база потенциальных вариантов. Это разделение между внутренним и внешним. Сам рефрейминг есть структура создания/прочерчивания четкой границы между "контролируемым внутренним" и "контролируемым внешним".Я тут наблюдал одного трехлетнего ребенка,То что мы обсуждаем - это для взрослых.воспитанием которого либеральные родители практически не занимаются. Ребенок не может сосредоточиться ни на одном деле больше БУКВАЛЬНО трех-пяти секунд. Садится рисовать - делает один штришок, вскакивает, бежит хватать книжку, по пути забывает, что бежал за книжкой и переключается еще на что-нибудь. И так непрерывно в течение суток.Это мне не о чем не говорит. Ребенок делает это В ПРИСУТСТВИИ взрослых. И эти же взрослые говорят мол типа так всегда. Ежели это патология, то это патология МЕЖДУ ребенком и взрослыми. В частности - такое поведение может быть особенным сигналом/коммуникацией со стороны ребенка, который добивается реакций со стороны взрослых любой ценой. И т.д., и т.п.Ну, и самое главное. У трех летнего ребенка идет трехлетний кризис развития. Во время него дети творят много странных вещей.База вариантов поведения гигантская, а сложного поведения практически нет - и даже сколь-либо длительное поведение только в ситуации, когда находит возможность "повеселиться".То что ты выдел это не база поведения. Это наблюдаемое поведение.
просветление, творческое счастье, открытость для непознаваемого - одно и то же?дело не в том как это называть. дело в том как это ВОСПРИНИМАТЬ. Вот здесь:
Наконец, сделав петлю, мы поднялись к самой вершине, и перед нами предстали горы, ясные и сверкающие. Они находились в шестидесяти милях отсюда; в промежутке лежала огромная синеющая долина. Горы тянулись почти на двести миль, заполняя горизонт от одного края до другого; поворачивая голову, мы могли обозревать их в оба конца. Это было нечто необыкновенное! Промежуток в шестьдесят миль, казалось, исчез, остались лишь эта мощь и уединение. Снежные пики, — а некоторые из них превышали двадцать пять тысяч футов, — имели имена богов, ибо здесь жили боги, и люди, совершая дальние паломничества, приходили сюда поклониться им и умереть. http://metanymous.livejournal.com/131069.html
Люди приехали с ним полюбоваться на величественные горы. Но он приехал посмотреть на богов. В буквальном смысле. Он ужасно не любил давать позитивные описания всех этой феноменологии/онтологии прямых восприятий. Хотя поневоле он ее таки давал. По чуть чуть. Попадание в центр творчества есть особенный феномен из числа близко родственных феноменов типа просветления или там чего еще. В третьем томе комментариев к проблема жизни есть некоторое число описаний как происходило/случалось попадание в центр творчества у какого-то числа его визитеров.надо ли понимать, кстати, что здесь есть какой-то переход "количество в качество" разнообразия вариантов поведенияэто потенциальное поведение- не "патологическое вырождение" в колоссальном разнообразии, а позитивная трансформация?ты пишешь о каких-то кажимостях. как если бы тебя волновали проблемы что становится с суставами йогов - не становятся ли они такими разболтанными, что йог становится типа инвалидом
понятно, как выглядит рефрейминг в контексте терапевтической деятельности. а как выглядит рефрейминг в виде духовной практики? рефрейминг-для-себя на каждый день?и еще - пресуппозиция буддистских практик - постепенные изменения. пресуппозиция Р. - "мгновенные изменения". что делать, если, к примеру, делаешь Р., а нежелательные поведения не меняются, не прекращаются. о медитативных техниках можно было бы сказать, что они работают постепенно и их эффект проявится со временем (хороший, кстати, способ создать неделание) - но как сказать это о техниках быстрой терапии, обещающих немедленный результат?
понятно, как выглядит рефрейминг в контексте терапевтической деятельности. а как выглядит рефрейминг в виде духовной практики? рефрейминг-для-себя на каждый день?меня всегда поражает это странное соседство - как только заходит речь о "духовных практиках" - так тот час же возникает тема каких-то эээ ежедневных "манипуляций". ежедневных и ни как иначе. словно "духовность" можно достичь через некое ежедневное "насилие"/давление практикМежду тем я написал, что просветленческий рефрейминг стремится всего лишь сдвинуть намерение/цель функционирования каждой части на "просветление"/духовность. Между прочим это очень простая рядовая узаконенная добавка к типовому рефреймингу. Просто ее никто не делает. А не делают потому как просто боятся. А боятся, потому что и в этом месте (как и в многих других) дистанция от "мирского" до "духовного" - всего полшага/полпинка.и еще - пресуппозиция буддистских практик - постепенные изменения. пресуппозиция Р. - "мгновенные изменения".В рефрейминге нет пресуппозиции мгновенных изменений. Вспомогательная метафора для настройки скорости действия рефрейминга - изменение веса от большего к меньшему в случае его заметного избытка. Вот так же медленно и инертно. Такая настройка сделана по умолчанию для 99% процентов выборки. На практике такой настройкой пользуются 99, 99% процента выборки.
В рефрейминге нет пресуппозиции мгновенных изменений. Вспомогательная метафора для настройки скорости действия рефрейминга - изменение веса от большего к меньшему в случае его заметного избытка. Вот так же медленно и инертно. Такая настройка сделана по умолчанию для 99% процентов выборки. На практике такой настройкой пользуются 99, 99% процента выборки.иными словами, р. действует "как то" "медленно, но верно". или не действует. но в пресуппозиции про "медленное изменение" - действует, но действие его проявляется постепенно. тем самым - р. легко может быть типичным плацебо. и "строгая процедура" р. совсем не обязательно должна быть именно такой. т.е. тех же самых изменений можно достигнуть шаманскими плясками - если иметь аналогичный набор пресуппозиций.вместе с тем - не очень понимаю, где именно звучит тем про "вспомогательную метафору". тот же Бэндлер подчеркивал, что это "быстрая терапия". вот, у человека фобия, сделали р. - и он сразу перестал бояться. и это как пример того, что поведение меняется сразу. а если не меняется? а тогда смотри выше - "медленное изменение, которое работает незаметно".т.е. похоже на такое плацебо + пресуппозиция неизбежности изменения. "мы даем тебе что-то, и ты можешь от этого измениться либо немедленно, либо спустя некоторое время". тогда - почему такая сложная процедура, не понимаю. почему такой акцент на немедленной действенности этой процедуры.
меня всегда поражает это странное соседство - как только заходит речь о "духовных практиках" - так тот час же возникает тема каких-то эээ ежедневных "манипуляций". ежедневных и ни как иначе. словно "духовность" можно достичь через некое ежедневное "насилие"/давление практиктут две вещи, которые есть в "духовных практиках", и которых я не вижу в явном виде в НЛП (ты уверяешь, что они есть - но где именно, и как это соотносится с подходом НЛП как "быстрой терапии", аналогиями с мгновенным обучением фобии и пр. - я не понимаю):- ЯВНАЯ пресуппозиция МЕДЛЕННЫХ изменений- ЯВНАЯ пресуппозиция НЕОБХОДИМОСТИ работы (no pain - no gain)то есть, по аналогии с "изменением веса", "накачиванием мышц" или "улучшением тонуса" - это не происходит заметно и тут же. это не происходит само собой - нужно минимальное и регулярное усилие.при этом - примерно понятно, как, когда и за счет чего происходит "рост мышц" в медитативных практиках. типичное неделание - не надо бороться с проблемами или аддикциями, надо, скажем, развивать внимание и концентрацию "вообще". а потом этой "накаченной мышцой" можно "поднять вес".а когда говорится, что один раз делается р. - и нежелательное поведение "рано или поздно" уйдет - хорошо, только непонятно, с чего бы и почему бы.свою версию я уже написал: плацебо + пресуппозиция неизбежных изменений. тогда, наверное, будет работать - хотя реальные механизмы изменения будут другие (какие угодно), просто это способ направить часть ресурсов на решение этой конкретной задачи
--В рефрейминге нет пресуппозиции мгновенных изменений. Вспомогательная метафора для настройки скорости действия рефрейминга - изменение веса от большего к меньшему в случае его заметного избытка. Вот так же медленно и инертно. Такая настройка сделана по умолчанию для 99% процентов выборки. На практике такой настройкой пользуются 99, 99% процента выборки.--иными словами, р. действует "как то" "медленно, но верно".при настройке по умолчаниюрефрейминг может быть сокрушительно быстрым - при включении других настроекили не действует. но в пресуппозиции про "медленное изменение" - действует, но действие его проявляется постепенно. тем самым - р. легко может быть типичным плацебо.нет. у рефрейминга есть возможности в любой момент его медленной деятельности непосредственно проконтролировать - идет он или нет. открыл канал коммуникации спросил. и даже отчет получил на каком шаге какие успехи, а на каком какие проблемыкоммуникация между сознанием и подсознанием это такой процесс, который не может быть плацебоесли такой коммуникации нет (рефрейминг остановился), но некто думает/внушает себе что коммуникация есть - так образуется опасный обман. за такой обман/самообман приходится дорого/горько расплачиваться
и "строгая процедура" р. совсем не обязательно должна быть именно такой. т.е. тех же самых изменений можно достигнуть шаманскими плясками - если иметь аналогичный набор пресуппозиций.Да, процедура может быть по форме совсем другой. Но при условии, что ее программная компонента будет та же. Например, я сам и другие проводили пятидневный семинар - рейрейминг. На котором в каждый день проводились разные задания и лекции беседы на обобщенную тему отдельного шага рефрейминга. Коммуникация с подсознанием происходила в ночном сне. Это замечательно работало. Но, это не работало бы, если бы пришло в голову изменить порядок генеральной последовательности/программы.вместе с тем - не очень понимаю, где именно звучит тем про "вспомогательную метафору". тот же Бэндлер подчеркивал, что это "быстрая терапия". вот, у человека фобия, сделали р. - и он сразу перестал бояться. и это как пример того, что поведение меняется сразу. а если не меняется? а тогда смотри выше - "медленное изменение, которое работает незаметно".блин блин блинфобия есть ЕДИНСТВЕННАЯ форма человеческой активности, которая "происходит" быстро. У фобии "быстрая" нейрология, поэтому и ее лечение изоморфно быстрое. но тот же РБ постоянно высмеивал попытки перенести идею антифобических техник на все что придется. тем более на все нлп.т.е. похоже на такое плацебо + пресуппозиция неизбежности изменения. "мы даем тебе что-то, и ты можешь от этого измениться либо немедленно, либо спустя некоторое время". тогда - почему такая сложная процедура, не понимаю. почему такой акцент на немедленной действенности этой процедуры.да не в немедленности дело, а готовности меняться. у современного чела выдавить из него импульс измениться прямо сейчас - как-то это можно. но современный чел не умеет удерживать неуклонное намерение на изменение в большом масштабе времени. ему недоступны техники со ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ЛАТЕНТНЫМ ПЕРИОДОМ СРАБАТЫВАНИЯ
--меня всегда поражает это странное соседство - как только заходит речь о "духовных практиках" - так тот час же возникает тема каких-то эээ ежедневных "манипуляций". ежедневных и ни как иначе. словно "духовность" можно достичь через некое ежедневное "насилие"/давление практик--тут две вещи, которые есть в "духовных практиках", и которых я не вижу в явном виде в НЛП (ты уверяешь, что они есть - но где именно, и как это соотносится с подходом НЛП как "быстрой терапии", аналогиями с мгновенным обучением фобии и пр. - я не понимаю):- ЯВНАЯ пресуппозиция МЕДЛЕННЫХ изменений- ЯВНАЯ пресуппозиция НЕОБХОДИМОСТИ работы (no pain - no gain)неверная эпистемология. возьми метафору "рождение". долгое СОЗРЕВАНИЕ, НО БЫСТРОЕ ПОЯВЛЕНИЕ. вот эпистемологическая модель для развития человека. в человеке все должно медленно созревать, но быстро проявляться/рождаться. это снимает все твои возражения/недоумения по поводу быстро-медленное. изменения-неизменение.это происходит от игнорирования бинарной модели психики. типа не вижу сознательно изменений - все их нет. все тогда пусть идет нахер.а бинарной модели - нет изменений на видимом сознательном уровне - пойди проверь - есть ли они на скрытом подсознательном. фишка в том, что после такой проверки, даже если до нее процесс не шел - он подзапускается вновь после проверки.то есть, по аналогии с "изменением веса", "накачиванием мышц" или "улучшением тонуса" - это не происходит заметно и тут же. это не происходит само собой - нужно минимальное и регулярное усилие.ну да. а минимальное регулярное усилие не идет/оно противно по причине отсутствия веры в принесет ли оно результат. не зря ли я стараюсь. тут еще неявно но ощутимо подключается некая психоэкономика.при этом - примерно понятно, как, когда и за счет чего происходит "рост мышц" в медитативных практиках. типичное неделание - не надо бороться с проблемами или аддикциями, надо, скажем, развивать внимание и концентрацию "вообще". а потом этой "накаченной мышцой" можно "поднять вес".нет не так.(1) аддикция аддикции рознь. с аддикцией сахара можно бороться медленно - по граммам именьшая дозу сахара. я, кстати такое делал и это прекрасно работает.(2) но ты не можешь лечит наркомана уменьшением доз героинаа когда говорится, что один раз делается р. - и нежелательное поведение "рано или поздно" уйдет - хорошо, только непонятно, с чего бы и почему бы.у тебя просто таки типичнейшие тяжкие сомнения субъекта с доминантой сознания и по факту игнорирования/недоверия к подсознанию. тяжкие проблемы левополушарников.свою версию я уже написал: плацебо + пресуппозиция неизбежных изменений. тогда, наверное, будет работать - хотя реальные механизмы изменения будут другие (какие угодно), просто это способ направить часть ресурсов на решение этой конкретной задачинет. твоя рекомендация годится к простым ритмичным повторениям такого околомедитативноного неделания типа выливания в сортир одного стакана чистой воды. по Тарковскому. такие практики меняют на чистой пресуппозиции/плацебо. потому как они и есть прямая обнаженная отработка силы намерения.