http://community.livejournal.com/metapractice/99357.htmlСреди форм метамодели хотелось бы остановиться на номинализациях.(1) А мы их всегда очень любили - номинализации. Например, когда ставили вопрос и пробовали работать с номинализациями, обозначающими ментальные процессы.(2) Занимаясь де-номинализацией слов, обозначающих человеческую активность, мы устанавливали значение и приоритет особенной формы моделирования. Данной формой моделирования в контексте НЛП не занимается никто - даже не считается возможным такое моделирование:63 Моделирование ИзМентальнойЛексикиhttp://community.livejournal.com/openmeta/37584.html?thread=583888#t583888(3) А между тем, в этом нет ничего особенно невозможного. Вот, например, до предела упрощенный, но вполне рабочий вариант такого моделирования:Довольство Богатство Благополучие Здоровье (ДББЗ)http://community.livejournal.com/metapractice/117614.htmlФормально, номинализацией считается слово, не означающее конкретный предмет/объект и скрывающее за собой совокупность процессов. Однако даже те слова, которые означают конкретные предметы, все же скрывают за собой процессы - тонкости сенсорного осознания этого предмета. Я какое-то время поэкспериментировал с разотождествлением и подумал - а почему бы это самое разотождествление не возвести в ранг форм метамодели.Хм, в этом надо разбираться подробнее.К имени предмета фактически можно подходить как к номинализации. Сознательно отрабатывая стратегию отделения имени от вещи, мы также выходим на богатство восприятия сенсорных деталей.Целиком поддерживаю. Давай развивать идею.
Номинализация — лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. Прямая номинализация — слова или лексические единицы, которые соответствуют глаголам (бег, отказ, ходьба, распитие). Косвенная номинализация — неглагольные слова, которые только в определенном контексте отображают процесс (после больницы — значит: болел) Субъектная номинализация — ситуация, в которой номинализация является подлежащим (расстрел произошел такого-то...) Объектная номинализация — номинализация стоит в объекте, в позиции дополнения или обстоятельства(из-за отчаяния невозможно посмотреть на все трезво)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Разотождествление в моем понимании – это когда я смотрю на объект, например на настольную лампу, и мысленно стараюсь отделить слово «лампа» от того что я вижу. Я не могу пока что указать конкретно как именно я это делаю, это скорей похоже на то, как будто бы общий VAKOG слова «лампа» оказывается пространственно вдали от ЭТОЙ конкретной лампы. И тогда наступает необычное восприятие – настольная лампа начинает восприниматься как доселе невиданный, целостный и самодостаточный объект (не знаю как по другому это описать). Сразу же открывается открывается множество сенсорных деталей, которым раньше не придавал значение. Даже в простой лампочке открывается какая-то внутренняя гармония и целоствность. И еще – любой объект становится красивым, именно красивым, здесь это будет пожалуй самым точным словом.
Метамодель и программирование.Лингвистическое метамоделирование применимо к лингвистическим моделям, поэтому я метмоделирую собственные объяснения работы кода. То есть я создаю свою лингвистическую модель того, как работает программа и её потом с помощью лингвистической метамодели изменяю.А для метамоделирования кода нужна кодовая/прогаммная метамодель, потому что модель выраженая в программном коде и лингвистическая модель - это два разных типа/класса.http://t-gra.livejournal.com/178962.html?thread=1128210#t1128210http://anglerhood.livejournal.com/185622.html
Еще подумал тут :)Если для решения задачи нужно сконцентрироваться, но мысли постоянно уходят всторону - решаю с помощью техник по работе с возражениями (шестишаговый рефрейминг, сущностная трансформация).Также многие техники НЛП при СебеИсполнении требуют быстрого и полного переключения ролей/контекстов. Этот навык использую при дизайне/имплементации, где нужно переключаться от роли аналитика к роли девелопера. При рефакторинге, когда нужно четко соблюдать контексты (сейчас пишем, а вот сейчас рефакторим) тоже помогает.Ну вообще, один из основных навыков НЛП - выискивание паттернов, в программировании очень сильно помогает.http://t-gra.livejournal.com/178962.html?thread=1127442#t1127442
Разотождествление в моем понимании – это когда я смотрю на объект, например на настольную лампу, и мысленно стараюсь отделить слово «лампа» от того что я вижу. Я не могу пока что указать конкретно как именно я это делаю, это скорей похоже на то, как будто бы общий VAKOG слова «лампа» оказывается пространственно вдали от ЭТОЙ конкретной лампы.Долго пытался понять то так, то эдак и не понял. Ты имеешь ввиду, что есть типа:-- обобщенная смысловая категория "лампа".--а ей соответствует обобщенная категория восприятия "лампа" с каким-то своим характерным VAKOG.--при обычном восприятии обобщенная категория восприятия "накладывается" как трафарет на реальную лампу, так что мы в большей мере "видим" как бы "лампу" - VAKOG обобщенной категории восприятия всех ламп + cенсорные ассоциации обобщенной смысловой категории "лампа"--а натуральную лампу не видимТак?И тогда наступает необычное восприятие – настольная лампа начинает восприниматься как доселе невиданный, целостный и самодостаточный объект (не знаю как по другому это описать). Сразу же открывается открывается множество сенсорных деталей, которым раньше не придавал значение. Даже в простой лампочке открывается какая-то внутренняя гармония и целостность. И еще – любой объект становится красивым, именно красивым, здесь это будет пожалуй самым точным словом.Понятно. Здорово. Осталось смоделировать как ты выключаешь действие:-- обобщенной смысловой категории "лампа"--обобщенной категория восприятия "лампа"
--Разотождествление в моем понимании – это когда я смотрю на объект, например на настольную лампу, и мысленно стараюсь отделить слово «лампа» от того что я вижу. Я не могу пока что указать конкретно как именно я это делаю, это скорей похоже на то, как будто бы общий VAKOG слова «лампа» оказывается пространственно вдали от ЭТОЙ конкретной лампы.--Долго пытался понять то так, то эдак и не понял. Ты имеешь ввиду, что есть типа:-- обобщенная смысловая категория "лампа".--а ей соответствует обобщенная категория восприятия "лампа" с каким-то своим характерным VAKOG.--при обычном восприятии обобщенная категория восприятия "накладывается" как трафарет на реальную лампу, так что мы в большей мере "видим" как бы "лампу" - VAKOG обобщенной категории восприятия всех ламп + cенсорные ассоциации обобщенной смысловой категории "лампа"--а натуральную лампу не видим.Так?Да в точности так. Центральной мыслью было, что таким образом мы видим все объекты, для наименования которых у нас имеются развитые лингвистические категории. Этим кстати можно объяснить "свежесть" восприятия, когда из России в первый раз выезжаешь за границу, - все вокруг видится оченьдетально и ново.Я пытался избежать теоретизирования в начале темы, поэтому решил начать с описания опыта, вот получилось нечто среднее.--И тогда наступает необычное восприятие – настольная лампа начинает восприниматься как доселе невиданный, целостный и самодостаточный объект (не знаю как по другому это описать). Сразу же открывается открывается множество сенсорных деталей, которым раньше не придавал значение. Даже в простой лампочке открывается какая-то внутренняя гармония и целостность. И еще – любой объект становится красивым, именно красивым, здесь это будет пожалуй самым точным словом.--Понятно. Здорово. Осталось смоделировать как ты выключаешь действие:-- обобщенной смысловой категории "лампа"--обобщенной категория восприятия "лампа" Да, попутно в этом же направлении полезно будет решать подобную задачу для деноминализации абстрактных понятий. Раньше у нас была тема по деноминализации, в ней вы призывали просто "размышлять" над номинализацией, пока не произойдет "переключение". Так же я поступал и с "разотождествлением" реальных объектов. Причем чем больше за подход разотождествлений я делал, тем быстрей оно начинало выполняться. В пределе, стоило только захотеть, как сразу - чпок! - разотождествление выполнено. Осталось описать эту стратегию в явном виде.
--Долго пытался понять то так, то эдак и не понял. Ты имеешь ввиду, что есть типа:-- обобщенная смысловая категория "лампа".--а ей соответствует обобщенная категория восприятия "лампа" с каким-то своим характерным VAKOG.--при обычном восприятии обобщенная категория восприятия "накладывается" как трафарет на реальную лампу, так что мы в большей мере "видим" как бы "лампу" - VAKOG обобщенной категории восприятия всех ламп + cенсорные ассоциации обобщенной смысловой категории "лампа"--а натуральную лампу не видим.--Так?--Да в точности так. Центральной мыслью было, что таким образом мы видим все объекты, для наименования которых у нас имеются развитые лингвистические категории. Этим кстати можно объяснить "свежесть" восприятия, когда из России в первый раз выезжаешь за границу, - все вокруг видится очень детально и ново.Я пытался избежать теоретизирования в начале темы, поэтому решил начать с описания опыта, вот получилось нечто среднее.Понял.--И тогда наступает необычное восприятие – настольная лампа начинает восприниматься как доселе невиданный, целостный и самодостаточный объект (не знаю как по другому это описать). Сразу же открывается открывается множество сенсорных деталей, которым раньше не придавал значение. Даже в простой лампочке открывается какая-то внутренняя гармония и целостность. И еще – любой объект становится красивым, именно красивым, здесь это будет пожалуй самым точным словом.--Понятно. Здорово. Осталось смоделировать как ты выключаешь действие:-- обобщенной смысловой категории "лампа"--обобщенной категория восприятия "лампа"--Да, попутно в этом же направлении полезно будет решать подобную задачу для деноминализации абстрактных понятий. Раньше у нас была тема по деноминализации, в ней вы призывали просто "размышлять" над номинализацией, пока не произойдет "переключение".А как я могу смотреть на что-то, что обозначается номинализацией? Оно же неконкретное! Бейтсон предлагал для ряда номинализаций находить *ЗвездуБейтсона, а потом над ней "медитировать" с ото/разотождествлением.Так же я поступал и с "разотождествлением" реальных объектов. Причем чем больше за подход разотождествлений я делал, тем быстрей оно начинало выполняться. В пределе, стоило только захотеть, как сразу - чпок! - разотождествление выполнено. Осталось описать эту стратегию в явном виде.Ну да. Какой-то якорь, метанойя образуется.
Бейтсон предлагал для ряда номинализаций находить *ЗвездуБейтсона, а потом над ней "медитировать" с ото/разотождествлением.Никак не могу найти о *ЗвездеБейтсона. В каком источнике он об этом пишет?
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОБДУМЫВАНИЮ СОБРАННОГО ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА* * Bateson G. Experiments in Thinking about Observed Ethnological Material // Philosophy of Science. 1941. Vol. 8(1).В кн. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл. 2000. - 476 с.
...«Думаю, что понимаю, что вы имеете в виду. Я знаю, что та птица – это попугай только потому, что мне так сказали. Через ассоциацию, память, которые являются знаниями, возникает признание, и затем я говорю: „Это попугай“.Слово «попугай» блокировал ваш взгляд на птицу, существо, которое летает. Мы почти никогда не смотрим на факт, а лишь на слова или символы, которые стоят за этим фактом. Факт отступает, и слово, символ становятся существенно важными. А сейчас вы можете посмотреть на факт, независимо от того, что это может быть, отдельно от слова, символа?«Мне кажется, что восприятие факта и понимание слова, представляющего факт, происходит в уме одновременно».Может ли ум отделить факт от слова?«Не думаю, что может».Возможно, мы это усложняем, чем есть на самом деле.Тот объект называется деревом, слово и объект – это два отдельных явления, так?«Фактически так, но, как вы утверждаете, мы всегда смотрим на объект через слово».Вы можете отделить объект от слова? Слово «любовь» – это не чувство, факт любви.«Но, в некотором роде, слово – это тоже факт, не так ли?»В некотором роде, да. Слова существуют, чтобы общаться, а также чтобы помнить, фиксировать в уме мимолетный опыт, мысль, чувство. Так что сам ум – слово, опыт, это память о факте в понятиях удовольствия и боли, хорошего и плохого. Этот целостный процесс происходит в пределах области времени, области известного. И любой переворот в пределах области – это вовсе никакая не революция, а всего лишь видоизменение того, что было.«Если я правильно вас понимаю, вы утверждаете, что я сделал свой ум унылым, апатичным, нечувствительным из-за традиционного или повторяющегося мышления, частью которого является самодисциплина. Чтобы положить конец процессу повторения, пластинка граммофона, которая является „я“, должна быть сломана. А она может быть сломана только через видение факта, но не через усилие. Усилие, как вы говорите, только продолжает крутить механизм записи, так что на это нет надежды. Тогда что?»Смотрите на факт, на то, что есть, и позвольте этому факту работать. Разве не вы работаете над фактом, а «вы» является механизмом повторения, с его мнениями, суждениями, знаниями.«Я пробую» – сказал он искренне.Пробовать – это смазывать механизм повторения, а не положить ему конец.«Сэр, вы все у меня отнимаете, и ничего не остается. Но это может быть что-то новое».Это и есть новое.».Д.Кришнамурти "Комментарии к жизни". Книга третья.
Факт добавления "слова" и изменения от этого восприятия можно описать через субмодальности. Забавно, что нелперы во всем мире - никто этого не сделал. Хотя такой результат использовали бы все.