Э: Вот что я сделал со студентами сдающими государственные квалификационные экзамены, государственные медицинские экзамены, выпускниками средней школы, студентами колледжей, и студентами сдающими экзамен совета, которыми я занимался. Прежде всего, я различил для них - как только я привел их в легкий транс - различил между тем чтобы проходить экзамен и сдать экзамен. Они идут туда и они пытаются сдать экзамен с каждым вопросом. Вместо аккуратного, вдумчивого, с наслаждением написания ответа на вопрос, они вкладывают все своё внимание, "Я сдам? Я сдам?" на каждом фрагменте экзамена. Я научил их важности простого прохождения экзамена, наслаждаясь записывая то, сколько они знают по этому вопросу. Записывая то, сколько они знают по тому вопросу. Чувство легкости. "Это что я знаю, это что я выкладываю. Я буду наслаждаться выкладывая это, которое я знаю", и двигаться дальше комфортно от одного вопроса к следующему. Это единственный способ которым они сдадут его, вы знаете, если они напишут этот экзамен с абсолютным чувством свободы. Они пишут вопрос один комфортно, "Это что я знаю, я выложу это, и пойду дальше к следующему". Как сказал один из студентов-юристов, "Я проваливал этот государственный совет дважды. Я был в панике первый раз, я был в панике второй раз. В этот раз я написал ответ на первый вопрос, и я почувствовал себя хорошо насчёт этого. Я насладился написанием ответа на второй вопрос. Когда я закончил, я закончил рано, я вышел и закурил, выпил пива. Затем мой приятель вышел, и он сказал, "Ты сдал?". Это был первый раз, когда я подумал об этом." Он сделал простое написание экзамена без какой-либо мысли о сдаче. Ну, он в действительности сдал. Его друг нет.Conversations with Milton H. Ericksonhttp://metapractice.livejournal.com/350976.html?thread=9135104#t9135104
(1) В тексте от Эриксона можно заметить очень существенную особенность: он внушает хорошо готовиться к экзаменам и только в таком виде к ним и подходить. И тогда, остаются только вопросы преодоления той или иной формы экзаменационного стресса. Эриксон предлагает преодолевать экзаменационный стресс предельной сосредоточенностью на конкретике процесса экспрессии ответа, которую, опять же, не достичь, если не быть готовым к экзамену на все сто процентов. И это очень правильно – внушать всем обучающимся ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ НА ВСЕ СТО ПРОЦЕНТОВ.(2) Так получилось, что я, в общей сложенности, более полутора десятков лет работал вплотную с психологическими проблемами сдачи экзаменов в различных контекстах:--физико-математической школы--Новосибирского Государственного Университета--нескольких средних школ…и общее число наработок/субъектов-пациентов на данную тему у меня гораздо более нежели у самого великого Эриксона! Да :) И на фундаменте такого моего опыта, я могу смело и точно утверждать: ЭРИКСОНИАНСКАЯ МОДЕЛЬ АБСОЛЮТНОЙ ПОДХОТОВЛЕННОСТИ К ЭКЗАМЕНАМ ЕСТЬ АБСОЛЮТНО ИДЕАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ! Среди тысяч моих пациентов с проблемами сдачи экзаменов были не более десятка, которые:--действительно привычно готовились к экзаменам на все сто--и при этом испытывали в той или иной форме экзаменационный стресс, который снижал их эффективность…мне можно возразить, что другие типы испытуемых остались за кадром моей консультационной работы. Но это не так. Например, в ФМШ НГУ и самом НГУ мы вели многолетний мониторинг текущей детальной успеваемости от абитуриентов до студентов всех факультетов. И сходил многие многие десятки километров по деканатам, собирая данные и затем сопоставляя их с нашими психологическими исследованиями. Провел бесконечные социологические интервью на тему объективных и субъективных переживаниях школьников и студентов по ходу сдачи ими экзаменов.(3) Реалистической моделью сдачи экзаменов является: СДАЧА ЭКЗАМЕНА ПРИ УСЛОВИИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. Плюс те или иные стрессовые переживания в условиях относительной подготовленности. Плюс огромное индивидуальное разнообразие обучающихся в отношении мини-максимальной функции:--уровень переживания стресса--уровень интеллектуальной эффективности…так что на одном полюсе это мини-максимальной шкалы есть субъекты, интеллектуальная экзаменационная деятельность которых становится резко неэффективна даже при малейшем стрессе. А на другом полюсе – субъекты, которым для достижения максимальной отдачи в экзамене требуется достичь приличного уровня психофизиологического стресса. Без этого они не способны эффективно соображать!(4) СДАЧА ЭКЗАМЕНА ПРИ УСЛОВИИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ большое значение придает коммуникации/раппорту между экзаменуемым и экзаменатором.(5) Мой личный опыт обучения в двух с половиной вузах показывает, что при наличии абсолютного раппорта с экзаменатором возможно ДОСТИГАТЬ АДЕКВАТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЯМО НА ИДУЩЕМ ЭКЗАМЕНЕ! Это достигается за счет временного переключения экзаменатора обратно в режим только преподавателя. Экзаменатор-преподаватель начинает выдавать серии промежуточных вопросов, при ответе на которые алгоритмически формируется:--адекватное знание--которое, одновременно, получает вполне заслуженную положительную оценкуИ т.д.
Ну, тут ещё важно различие: письменный экзамен - устный экзамен. Эриксон, кажется, говорит больше о письменных экзаменах (которые м.б. прямо на месте сверяются с эталонными ответами). Меня учили правилу "пиши всё" для письменных экзаменов. На вступительных в институт я сдал листа три (альбомного формата) чистовиков, и листов пять черновиков. Проверяющий преподаватель нашел на одном из черновиков, разобравшись в моих многочисленных, написанных в общем-то для себя, стрелочках, мало упорядоченных скачках записи с одной страницы на другую и обратно, пропусках и повторах в логических связках, правильный ответ и всю цепочку рассуждений приведшую к нему, обвёл в красный кружок, и поставил полный балл за эту часть задачи. А сам я на чистовик его не переписал, потому что мне показался не убедительным ход своего же решения.
Ну, тут ещё важно различие: письменный экзамен - устный экзамен.Мы исходим из унитарной концепции письменно-устного экзамена.Эриксон, кажется, говорит больше о письменных экзаменах (которые м.б. прямо на месте сверяются с эталонными ответами).Да.Меня учили правилу "пиши всё" для письменных экзаменов. На вступительных в институт я сдал листа три (альбомного формата) чистовиков, и листов пять черновиков.Во всех моих институтах так и было. И в школе на выпускных.Проверяющий преподаватель нашел на одном из черновиков, разобравшись в моих многочисленных, написанных в общем-то для себя, стрелочках, мало упорядоченных скачках записи с одной страницы на другую и обратно, пропусках и повторах в логических связках, правильный ответ и всю цепочку рассуждений приведшую к нему, обвёл в красный кружок, и поставил полный балл за эту часть задачи.Терпеливый препод.А сам я на чистовик его не переписал, потому что мне показался не убедительным ход своего же решения.Хм. Не сделал "прыжок" :)
Мы исходим из унитарной концепции письменно-устного экзамена.Ну, с письменно-устным сложнее, чем с чисто устным. Результаты контрольной не отредактируешь. У почти всегда проверявший письменную преподаватель и принимающий устный ответ были разными людьми. Правда я ухитрялся с помощью хорошего подхода к сдаче, но туда не только раппорт входил, поднимать оценку выше допустимой по правилам кафедры на основе твоей статистики за прошлые работы. Причем при сдаче комиссии! :)За день до экзамена, и буквально в само утро экзамена, будучи правда фактически в таком стрессе, что даже просто двигаться было тяжело, открывались мне после чрезвычайной фокусировки мысли на вопросе как сдать, что же я должен делать, какой билет по выбору надо выучить (там был комплексный подход оценки: прошедшая письменная контрольная + оценки за прошлые семестры + устный ответ + доп. задачи + доп. вопросы), с какими одногруппниками пойти на сдачу, в какой подгруппе заходить в аудиторию. Реально такое было ощущение, что любая мелочь может предрешить исход дела, и чудовищная концентрация нужна чтобы эти мелочи вовремя предугадывать :)) Ну, поставили в итоге четвёрку, хотя там трояк объективно напрашивался.
Письменно-устный конечно сложнее.Ты все описываешь верно. Только в твоей модели сдачи экзамена неправильным является зашкаливающий стресс. Я понимаю, что ты его использовал для увеличения общей неспецифической ресурсности.
С экзаменами мне всегда везло. Либо билет попадался всегда легкий/который знаю, либо если не знаю, такова реакция после прочтения всех 3 вопросов, то я знал, что все равно отвечу, садился и некоторое время (до 5 минут) сидел расслабленно, не думая о билете, но зная, что отвечу и ждал...., потом брал ручку и писал, писал и писал, когда мысли заканчивались, то вставал и не читая отдавал преподу, если требовалось отвечать устно, то просто отвечал (Скажу, что не знание вопросов, такого не могло быть в принципе, поэтому было ожидание ответа - я ведь что-то читал, за все года)(Помню, как на одном экзамене для меня было большой неожиданностью, что так любимый нашими психологами Выготский - не всеми ими читался в полном объеме, а только как ссылки и цитаты из его работ)Второй подход, когда вообще был не готов, пару раз было такое. Я садился и слушал ответы других и вопросы препода им и ответа и замечания на эти вопросы, которые он сам и давал зачастую. 20--40 минут такой "лекции" я был готов к экзамену. Да, эти 20-40 минут тотальное отзеркаливание препода. Эти два экзамена сданы на хорошо.И в целом подготовка это чтение большого количества литературы на тему экзамена, за некоторое количество месяцев и знание того, что все равно отвечу. (Специального запоминания не было, просто чтение. До сих пор думаю, что у меня память специфически работает, по сути плохо запоминаю, поэтому привык верить, что если я это читал, то в нужный момент информация будет доступна) Любая подготовка заканчивалась за 2-3 дня до экзамена, тотально переключался на другой экзамен, предмет. Не было ни одной перездачи. И как уже сказал, всегда был билет очень легкий, порой до неприличия.На счет стресса, стресс был, но заканчивался как только заходил в аудиторию или брал билет, там начинались другие процессы
Значит, с тебя надо учить/моделировать других/неумелых.чтение большого количества литературы на тему экзамена, за некоторое количество месяцев...Это эриксонианский вариант. Это равноценно довольно приличной подготовке.Но, большинство по тем или иным причинам не готовится своевременно к экзаменам. Или же готовится неэффективно. И они выходят на экзамен с заметной НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ.
Только в твоей модели сдачи экзамена неправильным является зашкаливающий стресс. Я понимаю, что ты его использовал для увеличения общей неспецифической ресурсности.Усиления вполне специфичных ресурсов - осознания предвиденья/предчувстия необходимых для успеха конкретных экономных шагов. Ну вы мне в очередной раз скажете, что надо учиться доверять подсознанию, и будете правы :)
Когда я, в присвоенной себе манере "поучителя", говорю кому-то про доверие к подсознанию, я тем просто использую лишний повод напомнить эту мысль самому себе.
Ну, мой стресс я рассматриваю как сигнал наличия большого количества не учтённых/не специфичных рисков. У меня ощущение, что подсознание должно "схватить" большой кусок планов, на много лет вперёд, для того чтобы стало спокойно. Собрать в один цельный кусок/"продукт" разрозненные фрагменты прошлых достижений, просто мечтаний или реальных задумок, уже готовых к реализации фрагментов. Я вон за последнее время кубик Рубика научился собирать, так мне кажется в чем-то похожий процесс :)
Ну, мой стресс я рассматриваю как сигнал наличия большого количества не учтённых/не специфичных рисков.С одной стороны - ты прав. А с другой стороны - вполне может быть что твой стресс есть только привычка реагировать определенным образом.У меня ощущение, что подсознание должно "схватить" большой кусок планов, на много лет вперёд, для того чтобы стало спокойно.Пусть оно само решает что ему нужно. Ты же не папа и не мама своему собственному подсознанию и ты не можешь его опекать типа родителя.Собрать в один цельный кусок/"продукт" разрозненные фрагменты прошлых достижений, просто мечтаний или реальных задумок, уже готовых к реализации фрагментов. Я вон за последнее время кубик Рубика научился собирать, так мне кажется в чем-то похожий процесс :)Сборка кубика р. больше походит на реконструкцию со стороны сознания продуктов деятельности подсознания.
Всё же хотелось бы обратить внимание на вещь, которую подчёркивает Э.: он заставлял своих клиентов переключать внимание с результата на конкретные собственные действия. То что в случаи большинства студентов для сдачи экзамена надо предпринимать не только и не столько действия по изучению и изложению материала, но и по иным способам взаимодействия с преподавателем, принцип не меняет. Всё равно фокус должен быть на действиях, не обращая внимание на результат.
Всё же хотелось бы обратить внимание на вещь, которую подчёркивает Э.: он заставлял своих клиентов переключать внимание с результата на конкретные собственные действия.Все же хотелось обратить внимание, что Э. предполагает при этом ПОЛНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ЭКЗАМЕНУ СО СТОРОНЫ СДАЮЩЕГО ЭКЗАМЕН. При выполнении этого условия переключение на конкретные действия чрезвычайно эффективно. Неимоверно эффективно.Против идеи Э. при наличии всегда ЧАСТИЧНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ я предлагаю альтернативы:--сосредоточенность на сборе учебной информации в самый неподходящий последний учебный момент--сосредоточенность на скрытой коммуникации с экзаменатором - раппорт, раппорт и еще раз раппорт с ним с родимым!...при определенных условиях это работает даже на уровне текстов. Например, рефераты, курсовые, дипломы и прочие виды учебно-зачетных текстов.Так, в одном случае старшекурсник философского факультета НГУ многократно не мог сдать обширный реферат и препод выпил из него этим рефератом все соки, отбирая время на подготовку к другим экзаменам + угрожая вообще не допустить до сессии. Препод требовал в считанные дни перечитать массу базовой литературы, что, конечно, было физически невыполнимо.(но, это уже были времена крутого НЛП в НГУ) И мы вместе со студентом быстро изучили несколько статей мерзкого препода и вычислили в них излюбленные преподом СТРАТЕГИИ ПРЕДИКАТОВ. И мы вставили преподовские стратегии предикатов в его последнюю версию реферата по первоисточникам, которая перед этим категорически была отвергнута нечеловеческим преподом.БОЛЕЕ МЫ НЕ ИЗМЕНИЛИ НИ СЛОВА В РЕФЕРАТЕ. СТРАТЕГИЯ ПРЕПОДА БЫЛА ПОДАНА, В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ, В ВИДЕ ВВОДНЫХ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Вся работа заняла два раза по паре часов. Мезкий препод этот обновленный реферат стал читать И НЕ МОГ ОТОРВАТЬСЯ.Он вопреки любым разумным соображениям - ну как можно изменить начитанность студента ВСЕГО ЗА ДВА ДНЯ(?) - принял реферат, допустил студента к экзамену и на экзамене был/стал к нему предельно лояльным - препод перестал придираться. Он на все ошибочные ответы студента как бы сам себе говорил - ну, это вы потом почитаете/проработаете более внимательно, А СЕЙЧАС, Я ВАС ТАК ПОНИМАЮ, У ВАС ТАКОЕ ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ СЕССИИ И ВАМ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО СДАТЬ ВСЮ СЕССИЮ!Примерно так. Офигевший студент заглянул ко мне в кабинет после этого профильного экзамена, сам себе не веря, что такая трансформация возможна.
То что в случаи большинства студентов для сдачи экзамена надо предпринимать не только и не столько действия по изучению и изложению материала, но и по иным способам взаимодействия с преподавателем, принцип не меняет.Еще как меняет! На одном сложнейшем лично для меня экзамене по систематике растений я постарался заранее установить раппорт с фанатичной экзаменаторшей. Она была истинный знаток своего дела, отдавшей ему всю свою жизнь. Как правило, такие преподы на экзаменах ходят буквально по колено в студенческой эээ крови - так они безжалостно режут нерадивых студентов. И я к экзамену был реально не готов. Но, я предпринял все усилия чтобы попасть к ней на самую страшную казнь - на индивидуальную сдачу. И... конечно, у меня был с нею очень приличный раппорт.И я взял билет, мягко тут же положил его обратно и глядя ей в прямо, но уважительно, в глаза и, моргая синхронно с ее морганием, сказал ей гипнотическим протяжным голосом, что к экзамену я не готов. И она, зная мои обстоятельства, сама знает, что приготовится к нему у меня просто не было никаких мыслимых ресурсов по времени и силам. Но, она не может поставить мне ЗА КРАСИВЫЕ ГЛАЗА незаслуженную оценку. Поэтому, я прошу ее дать мне на пару часов какое-то немыслимо сложное задание, чтобы я ей мог отчитаться в том, что я уважаю ее предмет, ее лично, и не являюсь полным нулем В ЕЕ НАУЧНОЙ ТЕМАТИКЕ.ОНА РАССМЕЯЛАСЬ и сказала: нет проблем. Вот лежит новая зарубежная монография, а в ней статья, которая ее интересует. Про сравнению систематических признаков двух подвидов одуванчиков. Один растет в альпийской долине, а другой на альпийских лугах. (И там были какие-то сложности с морфологическими и генетическими признаками сходства/различия двух видов. ) Если я за время не более двух часов разберусь в этой статье и выскажу разумные гипотезы как распутать эту систематическую загадку, она поставит мне оценку за экзамен. И ушла.Решение проблемы было у меня в руках/в уме уже через двадцать минут! И оно СОВЕРШЕННО НЕ КАСАЛОСЬ СИСТЕМАТИКИ! Дело в том, что эти ученые заучки НЕ МОГЛИ ОСОЗНАТЬ МОЩНЕЙШИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОТОКИ ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ ПОДНИМАЮТСЯ ИЗ ДОЛИН ДО САМЫХ ВЕРШИН САМЫХ ВЫСОКИХ АЛЬП! И эти односторонние потоки выносили семена долинных одуванчиков прямо в альпийские луга.Т.е. альпийская популяция о. была смешанной! И в ней пошли процессы формирования множества гибридов и даже ТРЕТЬЕГО ПОДВИДА О! Идея пришла мне в голову, когда я читал монографию и курил в открытое широкое окно лаборатории, а в него задувал сильный теплый ветер из полевого/лесного пригорода Новосиба, там где был расположен вуз. Ну, и еще я же авиамоделист и не состоявшийся авиационный инженер. И как мне мне было не знать про эти динамические потоки на склонах гор, в которых так любят летать планеристы и авиамодели. Ну, а почему биологи-экспедиционники про них забыли для меня лично полная загадка.Но, чтобы сдать с гарантией я не побежал к преподу сразу с готовым анализом/идеей статьи, но попробовал ее расширить. И расширил. "Наоборот". За оставшиеся полтора часа я сочинил целую теорию, о том, что популяция каждого вида растений определяется не видимым ее "множеством произрастания", но невидимым модмжеством/территорией, на которой в земле сохраняются многие годы всхожие семена конкретного вида. Ну, и онтологическое разнообразие, когда "подземный" и " надземный" ареалы распространения видов совпадают и не совпадают.Пришла препод. Я стал в свободной манере ей рассказывать про все эти дела и даже закурил в ее присутствии. А она пошла и заварила чай. Мы пробеседовали часа два. Она ПОСТАВИЛА МНЕ ОТЛИЧНО! И обещала упомянуть мое авторство двух идей в СВОЕЙ СТАТЬЕ. Потому что про все эти дела с надземным/подземным ареалом растений У НИХ НИКТО В ПОЛЕВОЙ СИСТЕМАТИКЕ НИ РАЗУ НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ! Ни у нас, ни за рубежом.Милейшая женщина оказалась эта преподаватель Рахиль Анатольевна!Всё равно фокус должен быть на действиях, не обращая внимание на результат."Фокус на действии" - это двойная номинализация. Что это значит?
Все же хотелось обратить внимание, что Э. предполагает при этом ПОЛНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ЭКЗАМЕНУ СО СТОРОНЫ СДАЮЩЕГО ЭКЗАМЕН. При выполнении этого условия переключение на конкретные действия чрезвычайно эффективно. Неимоверно эффективно.Блин, так и вы предполагаете полную подготовленность к экзамену со стороны сдающего экзамен. Подготовка только не в виде предметных знаний, а в виде навыка коммуникативных техник.
Пример классный. Но это ваш пример ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ подготовленности. Потому что ваша авиамодельная и инженерная подготовка очевидно заняла в сумме больше времени, чем могла бы занять подготовка к одному экзамену по систематике растений.
"Фокус на действии" - это двойная номинализация. Что это значит?Хм, буквально это значит делать что-то, а не думать :) А если думать, то думать о действиях, а не о конечном результате.
А разве то, что я тебе описал не есть действия в стиле свободной и ненапряженной импровизации/аптайм осуществленной с напарником-экзаменатором и исходя из наличных ресурсов?
Нет, мы говорим несколько о разных принципах :)Да потому, что я уже решил что этот экзамен мне сдать никак невозможно при сложившихся условиях. Я его уже, фактически, провалил.А что же я делал, напросившись на встречу/на личную сдачу с преподавателем? Я делал НЕСДАЧУ ЭКЗАМЕНА! Или неделание сдачи экзамена.Просто у меня к тому времени/возрасту сложилась система убеждений в отношении любого экзамена примерно такая:--я стараюсь готовиться к каждому экзамену в меру наличных ресурсов--я никогда не допускаю чрезмерного/экспотенциального роста психологического напряжения/экзаменационного страха даже если заранее становится ясно, что к экзамену подготовиться не удастся--если я вижу, что к экзамену подготовится не удастся, тогда я продолжаю готовиться по остаточному принципу, ОДНОВРЕМЕННО НАЧИНАЯ С МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛОЙ ГОТОВИТСЯ К ОБЩЕНИЮ С ЭКЗАМЕНАТОРОМ В РОЛИ НЕКОЕГО ЧЕЛОВЕКА...иными словами говоря, если не получается экзамен, я во что бы то ни стало должен пообщаться с экзаменаторов в некоем более широком контексте возможных человеческих отношений.Такой подход, по мере его разворачивания в жизни, дает своеобразную настройку для моего подсознания: мое подсознание начинает изучать различные личностные свойства моих будущих экзаменаторов задолго до очередного экзамена. Фактически, с первой с ними встречи. Потому что теперь подсознание знает, впереди меня и экзаменатора ждет особенная эээ "близкая" интеллектуальная встреча :) Это замечательно, если встреча произойдет на фоне моей приличной подготовки к экзамену. Но, встреча произойдет при любых обстоятельствах, даже при наличии нулевой подготовки!Этот же подход применялся и в НГУ для студентов. Его общий лозунг - слоган таков: ЭКЗАМЕНАТОР ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, А НЕ МАШИНА ПО ПРИЕМКЕ ЭКЗАМЕНОВ!
Нет, мы говорим несколько о разных принципах :)Ну м.б.--я стараюсь готовиться к каждому экзамену в меру наличных ресурсовА что это значит - в меру наличных ресурсов? Как ведется ээ бухгалтерия ресурсов?--я никогда не допускаю чрезмерного/экспотенциального роста психологического напряжения/экзаменационного страха даже если заранее становится ясно, что к экзамену подготовиться не удастсяНу вот! Вы не фокусируетесь на результате. Потому что фокусировка на результате и вызывает рост напряжения до физического предела.ОДНОВРЕМЕННО НАЧИНАЯ С МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛОЙ ГОТОВИТСЯ К ОБЩЕНИЮ С ЭКЗАМЕНАТОРОМ В РОЛИ НЕКОЕГО ЧЕЛОВЕКАА как вы к этому готовитесь?
Потому что методика Э. предлагает максимальный даунтайм - погружение в себя. А моя методика максимальный аптайм - выход во вне.Впрочем, переход на тестовые формы сдачи экзаменов потребуют совершенно иных мер.
Потому что методика Э. предлагает максимальный даунтайм - погружение в себя. А моя методика максимальный аптайм - выход во вне.Хм, всё равно кажется что такое разделение условно.Методика Э. предлагает фокусироваться на предметных знаниях + действиях по их выкладыванию. Ваша методика предлагает фокусироваться на знаниях техник + действиях по их применению.Я понимаю, что разница принципиальная с прагматической точки зрения подготовки к экзаменам. Но если шире взглянуть - ПОДГОТОВКА И "СДАЧА" РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ - то разница не так уж велика. И там, и там есть подготовка. И там, и там есть особенное пренебрежение к исходу. И там, и там сохраняется полное спокойствие. Вот на что хочу обратить внимание :)
Пример классный. Но это ваш пример ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ подготовленности. Потому что ваша авиамодельная и инженерная подготовка очевидно заняла в сумме больше времени, чем могла бы занять подготовка к одному экзамену по систематике растений.Общаться ты учился с самого рождения.
Этот же подход применялся и в НГУ для студентов. Его общий лозунг - слоган таков: ЭКЗАМЕНАТОР ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, А НЕ МАШИНА ПО ПРИЕМКЕ ЭКЗАМЕНОВ! Да, да, да! :) Не только институтский экзаменатор -- любой проверяющую/принимающий тоже человек. И даже в первую очередь человек.