Как дополнение к предыдущему упражнению, используется для углубления раппорта.Поймите другого человека путем отождествления.Внимательно присмотритесь к лицу интересующего вас человека. Обратите внимание на его глаза, губы и черты лица, мимику.Потом протяните руки, "снимите" его голову с тела и "оденьте" на свою. Теперь оглядитесь по сторонам и осознайте, как выглядит мир, если смотреть его глазами. Что вы видите, слышите, чувствуете? Теперь задавайте себе вопросы о вашем новом "я" - обо всем, что вы хотите узнать. Задавайте вопросы от первого лица: "Что я хочу сделать? Где я жил в детстве? Какой работой я занимаюсь?". Не пытайтесь отвечать сознательно - пусть ответы сами приходят в голову.После того, как вы закончите задавать вопросы, "снимите" голову и "оденьте" обратно на тело этого человека. Затем вернитесь в нормальное сознательное состояние. Позже, если представится возможности, попросите подтверждение (непосредственно или в ходе обычного разговора) у этого человека, чтобы проверить свои догадки. С практикой ваши способности будут возрастать.И честно говоря, головой бы я не ограничивался. В след за головой можно надеть и все остально. Попробуйте... И я тоже попробую.
Я не буду тут комментировать, что для начала нужно бы отмоделировать пяток человек, какой стратегией они влезают во вторую позицию (это же и есть "отождествление", нет?) -- а только потом писать подобные упражнения.Поймите другого человека путем отождествления.Что такое "понять человека"? Как мне догадаться, когда я его уже понял, а когда -- еще нет? Я ведь могу считать, что понимаю людей вообще и любого конкретного человека в частности еще до начала упражнения. Ежели ответ "понять еще больше" -- то что, у понимания есть шкала?Внимательно присмотритесь к лицу интересующего вас человека. Обратите внимание на его глаза, губы и черты лица, мимику.А как именно нужно "присматриваться" к лицу? На что обратить внимание в глазах (длину ресниц? цвет глаз? художественная литература в основном на этом фиксируется), губах (никогда не понимал, как выглядят "чувственные губы" -- это что, нужно степень чувственности определить?, чертах лица (опять глазах и губах?), на какие группы мышц в мимике (или не группы мышц, а ритм их движений, или просто запомнить пару-тройку разных "выражений лица" и сделать у себя в голове "портретную галерею" этой мимики? Какие выражения лица запоминать -- их же за пару минут профессионалы различают тысячи?!)?Ежели прагма этого "присматривания" -- просто "надеть голову", то присматриваться абсолютно не нужно. Нужно применить простую технику закрепления эйдетической памяти: поглядеть пару секунд на "лицо интересующего нас человека", закрыть глаза, подождать пару секунд, затем опять поглядеть на лицо -- и так несколько раз. И никаких "обратите внимание".У меня вопрос: почему написал про "обратите внимание"? Что на самом деле нужно сделать при "присматривании"? Как я могу научиться так же обращать внимание на глаза и губы (в лучшем случае я могу сказать про их геометрические размеры).Потом протяните руки, "снимите" его голову с тела и "оденьте" на свою.Как -- протянуть реальные руки?! Если не реальные руки -- то находиться в ассоциированном или неассоциированном состоянии? Я где-то читал, что при этом совсем разные эффекты будут -- хотя нигде не читал объяснения, почему разные ;) Кроме того, что произойдет с остающимся телом, ибо первое, что я делаю -- это оглядываюсь по сторонам и вижу безголовое тело. Или оглядываться по сторонам нужно тоже внутри синестезии, а тело убрать? Кстати, ежели оглядываться нужно в ассоциированном состоянии (что, замечу, неочевидно ;) -- то зачем тогда вообще запоминать, как выглядит голова? Ее же все равно "изнутри" не видно!То есть предложенное начало типичной новокодовой инструкции для меня ничуть не подробнее, не более внятнее и не лучше, чем типовое "подумайте о каком-нибудь человеке, зайдите в гости в его тело и попытайтесь взглянуть на мир его глазами, вслушаться его ушами и вчувствоваться его телом. Задайте себе вопросы...". Или вообще: "подумайте о каком-либо человеке и пять минут попробуйте находиться во второй позиции, не выходя из нее. Задайте себе вопросы...". Но наверняка подразумевалось отличие от этих "стандартных" вариантов: тогда в чем оно, и для какой цели было введено?
"Что я хочу сделать? Где я жил в детстве? Какой работой я занимаюсь?".А почему именно эти открытые вопросы? Уж если спрашивать, то спрашивать то, что было бы полезно: "Какие у меня насущные потребности и желания?". Это я по принципу "уходя в себя, никогда не возвращайся назад с пустыми руками" -- должен же быть какой-то толк от этого упражнения? ;)Не пытайтесь отвечать сознательно - пусть ответы сами приходят в голову.А как я узнаю, что ответы пришли, ежели не сознательно? Вообще -- как это, отвечать "сознательно"? Как я отличу придуманный мной "сознательно" ответ от "самостоятельно пришедшего в голову"? И почему ответы приходят в голову, а не в сердце (в подобных случаях художественная литература так и пишет: "пусть ответ тебе подскажет сердце").С практикой ваши способности будут возрастать.Какие способности? Угадайки где жил человек в детстве? Зачем мне вообще о людях это знать? Лучше бы научиться читать не долговременную чью-то память (что маловероятно), а текущую оперативную. Намного полезнее будет подсматривать то, что синестезирует человек "здесь и теперь", даже если это сцены из его прошлого, нежели просто копнуть его прошлое или абстрактное настоящее (типа "где работает").Мое чтение мыслей получалось гораздо проще, ежели относилось к ситуации текущего разговора -- и проверки при этом гораздо проще. Когда комментируешь текущую синестезию собеседника, и "попадаешь" -- то собеседник сам тебе об этом скажет, уж больно необычна для него будет эта ситуация.А теперь нужно объяснить, зачем вдруг потребовалось "чтение мыслей" -- предположим, что мы его умеем делать. И что? ;)
Анатолий, это упражнение не для тебя.Почему это упражнение не для меня? Ежели не для меня -- откуда у меня такой интерес к нему и трата большого количества времени на задание вопросов? ;)Почему это выполнение упражнение не для меня? Я что, уже умею делать то, для чего ты это упражнение написал? Или я не умею, но меня нужно тренировать другими специально сконструированными упражнениями? Как ты это определил -- почему это упражнение не для меня? Как ты отличаешь в своих упражнениях тех, "кому надо" от тех, "кому не надо"? Прямой вопрос, а "Кому надо"? Как ты вообще представляешь себе "целевую аудиторию упражнения"?А кому надо, те поймут.Почему ты считаешь, что я ничего не понял? ;) Ведь если бы ничего не понял -- как я мог бы задать столько вопросов?Чем в тексте упражнения обеспечено, что те, "кому надо", его поймут? Чем в тексте упражнения обеспечено, что я его не пойму? "Кому надо, те поймут" что упражнение нужно делать и начнут его делать, или поймут содержание его инструкций ровно так, как ты хотел? Как ты проверишь это понимание? "Те, кому [ты считаешь] надо" могут ведь даже делать упражнение, ничего не поняв (т.е. поняв совсем другое, нежели ты хотел), поэтому и делать будут совсем другое, а не то, что ты хотел, и результаты получат не менее неожиданные?Еще вопрос симметричный по позициям восприятия к вопросам п.1: как люди определяют, что "им надо" это упражнение?
Однажды, на одном из семинаров Милтона Эриксона, Стивен Гиллиген подошёл к мэтру и обратился с таким вопросом:- Доктор Эриксон, я уже давно учусь у Вас гипнозу. Многое уже получается, но… как-то сухо, технично, без полёта что-ли…Эриксон внимательно посмотрел на Стивена и сказал:- Ты всё пытаешься раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию…Стивен не очень понял этого ответа, однако из уважения к старику решил не докучать ему вопросами. Прошёл месяц, другой, но проблема (да и не проблема вовсе, а так…) не разрешилась, так что на одном из следующих семинаров он снова подошёл к Эриксону:- Доктор Эриксон, я давно и успешно учусь у вас гипнозу. Получается очень хорошо: клиенты погружаются в транс, выполняют инструкции, всё нормально, но… Но как-то сухо, технично…- Ты всё пытаешься раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию, - ответил Эриксон, внимательно поглядев ему в глаза.…Похоже старик-то… того… старенький уже – подумал Стивен Гиллиген - Отговорился какой-то ерундой, в которой нет никакого смысла. Нет больше былой интуиции, волшебных озарений, искристого юмора… Однако, поскольку его проблемка не решилась, он задумал снова спросить Эриксона об этом же спустя некоторое время – вдруг тот будет в лучшей форме… И вот через несколько месяцев на очередном семинаре, он специально выбрал время и подошёл к Эриксону:- Доктор Эриксон, я давно учусь у вас гипнозу. Давно и очень успешно: мои клиенты входят в транс, демонстрируют гипнотические феномены, хорошо выполняют постгипнотические внушения, их жизнь чудесным образом меняется, но… как-то всё это получается у меня немного сухо, технично что-ли…- Ты любишь всё раскладывать по полочкам, - ответил Эриксон, внимательно посмотрев на Стивена, - и мешаешь работать своему подсознанию…- Я уже собрался открыть рот, - рассказывал после Стивен Гиллиген, чтобы высказать ему, какой бред он несёт, как вдруг до меня дошло: Я люблю всё раскладывать по полочкам! Я мешаю работать своему подсознанию!- Правильно, - немедленно сказал Эриксон – ты любишь всё раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию…
Ты привел ответ Эриксона в специфической ситуации со Стивеном Гиллигеном. Мэтр его, замечу, чему-то еще и учил при этом, в том числе переходу сознательной компетенции в подсознательную компетенцию. И ответ был про ощущение "нету полета" и "сухость" и "техничность".У тебя тут совсем другая ситуация. Ты, на мой взгляд, летишь, сломя голову, и вокруг уже слишком мокро и нетехничено ;) Зато, понимаю, удовольствие. Откуда у тебя максимум удовольствия взялся именно в этом месте?! Какую проблему ты решаешь?Когда не знаешь, куда плывешь, любой ветер не будет тебе попутным...
Неправильно ты мою ситуацию понимаешь. Видишь ли, я НЛП семь лет занимаюсь. И нельзя сказать, чтобы я за это время совсем уж ничему сознательно не научился.
А я НЛП, наверное, уже десяток лет занимаюсь. И нельзя сказать, чтобы я за это время совсем уж ничему подсознательно не научился ;)Сочетать, однако, сознательное и бессознательное нужно -- вот в чем искусство.
Нету никакого перекоса :/Бессознательное, отпущенное на волю недисциплинированной рациональностью, быстро сходит с ума. Уходя в себя, возвращается с чем попало. Следа не держит.А дисциплинирование рациональности в НЛП по моему мнению, сейчас не происходит. Новое появляется и может быть оттранслировано только тогда, когда дисциплинированная рациональность оформляет результаты бессознательной работы. Иначе речь идет о невоспроизводимом искусстве -- можно наслаждаться его конкретными результатами, но что нам с того толку?! Вот НЛП, описанное Новым Кодом -- это ровно такое же Искусство, передаваемое в "устной традиции" и непередаваемое рационально.А хотелось бы новенькие результаты поставить на поток. Это никакой "медитацией" не получишь, даже если галлюцинировать днем и ночью и даже научиться "читать мысли". Никогда ведь даже не будешь знать, чему научился, чему учить своих учеников, как удесятерить силу своего навыка за в десять раз уменьшенное время...Паттерн моделирования -- это вольтова дуга, вспыхивающая между (двумя) вниманиями: невероятно сильного онтологически устроенного (многослойно картированного) сознания и жуткой крутизны и отвязности бессознательного. Поэтому без должной тренировки рационального никакого моделирования не получится, силы двойного внимания (личной силы?) не хватит. Проживание какое-то, эмоции -- да, получишь. Модели -- нет.
"А дисциплинирование рациональности в НЛП по моему мнению, сейчас не происходит."Рациональности в старом коде было с самого начала слишком много. Почитай гриндеровскую критику старого кода.
Подумалось мне вот что. Давно мечтаю использовать багаж (книжных) знаний по психоанализу, который произвел на меня когда-то неизгладимое впечатление. Как известно, одним из самых распространенных методов работы психоаналитика является т.н. "метод свободных ассоциаций". Очень новокодовая вещь, которая, я думаю, сама по себе работает терапевтически. Клиент заявляет проблему, ложится на кушетку (терапевт находится у изголовья клиента сзади вне его поля зрения - "не мешает выражать себя клиенту" :) ) и говорит абсолютно все, что свободно приходит к нему в голову, как бы абсурдно это ему не показалось. Психоаналитик, теоретически, из этого "бреда" выделяет работу бессознательного и ищет вытесненные мотивы пациента.По всей видимости терапевт в этой ситуации бессознательно ассоциируется с пациентом, лежащим на кушетке. И (со страховкой) ведет такую внутреннюю работу: если бы вот эти мысли были бы моими, то как бы они могли сформироваться?Отсюда родилась вот какая (не вполне, на мой взгляд, экологичная для оператора) техника:1. Установите качественный раппорт с клиентом.2. Попросите клиента обозначить проблему.3. Установите страховку.4. Попросите клиента говорить в режиме свободных ассоциаций.5. Войдите во вторую позицию.6. Попытайтесь, находясь во второй позиции, "понять" каким образом сформировались именно эти ассоциации.7. Проверьте с клиентом свои догадки.На вопрос "зачем нужна такая техника" отвечу размыто и неконкретно - сам не знаю. Эта техника нужна для развития навыков калибровки из второй позиции и для лучшего "понимания" клиента...Вопросы к Мастерам:1. Есть ли смысл в классическом расположении оператора и клиента (как в психоанализе)? Думаю, что есть - клиент смотрит на предметы из окружения, не отвлекаясь на то, что оператор, возможно, явно его "зеркалит" - т.е. повторяет или намечает его движения.2. Как вы оцениваете экологичность этой техники для оператора? Как уменьшить риск "замоделироваться"? (Если он есть и если мысли о нем не вызваны моей практикантской неграмотностью )3. Зачем еще может понадобиться такое упражнение?4. Что добавить-убрать? и т.п.* - здесь новокодовая техника установления страховки. Полного внятного описания не встречал.http://www.mcnlp.ru/forum/viewtopic.php?p=18763#18763
Дык в Старом Коде были совсем разные рациональности! И их неправильно путать.Одна рациональность, которой было (замечу, _относительно_ много) -- это игнорирование подсознательного в человеке, то есть в модели человека было _относительно много_ деталей, описывающих его сознательные, рациональные процессы. Это рациональность "в модели", моделируемая рациональность, объект моделирования, который был выбран плохо, ибо не включал никаких интерфейсов к подсознательным процессам.А вот другая рациональность, которой было явно недостаточно -- это рациональность моделирования, рациональность и целенаправленность процесса исследования, процесса создания моделей: прогляд и паршивое моделирование и описание этого самого подсознательного. Создание Нового Кода -- это как раз пример такого вполне рационального решения, имеющего вполне рациональное обоснование. Только сделано это было опять-таки плохо, на мой взгляд модель получилась рыхлой и неудобной для освоения. То есть не модель, а литературное описание. Лучшей моделью нового кода являеются сами ее авторы -- ежели имеешь возможность жить с ними рядом и наслаждаться собственной способностью моделировать, то в неявном виде получаешь доступ к их моделям. А если не можешь это себе позволить -- то по книгам получаешь шиш. Это и есть недостаток рациональной работы: есть знание, которое скрыто, не проявлено еще. То есть заявленная цель НЛП -- перевод tacit knowledge в explicit knowlegde не выполнена.К анализу Нового Кода и синтезу (дизайну? ;) Третьего Кода нужно приложить мозги прежде всего. Можно научиться "читать мысли" самому, но нельзя потом научить другого человека отмоделировать это твое умение. Мы пытаемся получить рациональное (т.е. обсуждаемое между участниками проекта) описание того, как научить человека моделировать. По сути, научить себя вести так, как вели себя Бэндлер и Гриндер во время создания своих кодов. Для этого нужно шевелить мозгами, вполне рационально. И иметь не менее развитое подсознание, которое будет ловить паттерны -- но вовремя выводя отловленное на уровень сознания.Еще раз: нельзя путать рациональность самого моделирования с рациональностью моделируемого.
"Можно научиться "читать мысли" самому, но нельзя потом научить другого человека отмоделировать это твое умение."Почему нельзя? Вообще-то, изрядная часть существующих моделей была получена именно таким образом. Более того, нет абсолютно никаких обоснований того, что сознательное, с его ограничениями, в принципе способно справиться с той ролью, которой ты на него возлагаешь. Путь, которым пошли создатели нового кода и dhe - это получение бессознательной компетенции, минуя сознательную. Абсолютно не имеет значения, как именно ты читаешь мысли, если ты точно знаешь, как ты этому научился. Абсолютно не имеет значения, осознаешь ли ты, на какие именно ключи доступа ты обращаешь внимание, если ты знаешь, как именно ты обучил свое бессознательное делать это. Идея ясна?По поводу "нового кода" у меня вопрос, сколько раз ты делал упражнение "алфавит" и с какими результатами? Кстати, ко всем вопрос, мне интересно очень.
Я не против бессознательного. Я все время толкую о связи сознательного и бессознательного -- об их интерфейсе и взаимодействии. Одно без другого не бывает. Бессознательное без упряжки сознания везет незнамо куда. Вот я и интересуюсь -- каким образом сознательное с его ограничениями вдруг "точно узнало" хоть что-нибудь, хотя бы то, что научилось "читать мысли"?Насчет упражнения "алфавит" -- в новом коде упражнения создаются на раз-два-три, их миллионы, всех даже запоминать не стоит. Я наверняка не делал упражнение "алфавит", я его просто не помню. У меня с алфавитом и НЛП совсем другие ассоциации, например, вот про алфавит:The Human Brain is actuallymany brainsNot only Left and RightBut Front and BackTop and BottomAnd really many little brainsSometimes acting (binding) as one*To Cognate* - to think, but many brain processesare acting without our volitional cognition.In fact, the great percentage of our mental workis non-cognitive, and non-conscious, evenunconscious.Accordingly, there are many languages in the brainEach brain language has its own alphabetThe central thesis of this poem-book will be on thealphabet of images in the brain.This alphabet makes up the internal visualization ofself-image and world reality that we call, 'us'From the old religious proverb: "...To Name It is to Know It, to Possess the Power of It."From a new semiotic proverb: "...To See It is to Know It, to Possess the Power of It."Это A Visual Semiotic Poem из большой статьи http://www.acsa2000.net/john2.htmlТакие "алфавиты" позволяют создавать упражнения по мере потребности, но осознанной потребности. Плыть туда, куда хочешь, а не куда тебя несет. Как ты помнишь из Кастанеды, внутренний голос никогда не врет -- но вполне может мечтать тебя убить. Так я вот против этого. Я предпочитаю понимать, что происходит у меня в субстрате. А то можно и не заметить, как сойдешь с ума ;)
1 Второй позиции развитие2 Раппорта углубление3 Понимание (другого) человека4 Отождествление с (другим) человеком-------------------------------------------------------------Вот сколько разных вещей в этой теме.Возьмем самую существенную.Отождествляться - так отождествляться!Как Алиса может непосредственно отождествиться - "превратиться" в Боба?1. Ей необходимо обеспечить пребывание Боба относительно долгое времяв спокойном состоянии без движений,например, усадить его в достаточно уединенном и тихом месте.2. Алисе необходимо перейти в состояние сознания отличающееся:а) с полным отсутствием внутреннего диалогаб) отсутствием иных "внутренних" ментальных процессов(любых форм памяти, воображения, заметных ощущений, эмоций и т.п.)в) наличием "туннельного зрения"3. Алисе необходимо сесть неподалеку от Боба, навести "внимание"(туннель зрения) на фигуру Боба в целом,предоставить своему дыханию синхронизироваться с дыханием Боба и ждать:а) больше часа, если Алиса не тренированаб) меньше часа, если она знает, что делаетОпыт отождествления.Во время "пребывания" Бобом Алиса будет видеть, слышать, чувствовать, думать некоторыйопыт переживаний Боба. Она будет Бобом. Следовательно, даже на секунду, она не сможет вспомнить,отрефлексировать себя Алисой.Этот опыт ограничен определенными рамками.1. "Внутри" рамок этого опыта может пройти много событий и времени.В реальном физическом времени опыт может длиться секундны, десятки минут - гораздо реже.2. За редким исключением, содержание опыта отождествления является целостным, цельнымединым "куском", порцией (гештальтом?).Например, это определенное событие (переживание) в некотором контексте.Или это однородная серия событий (переживаний) в разный контекстах, но с единой сильнойэмоцией.3. Ни Алиса, ни Боб не могут заранее "заказать" характер и содержание отождествления.Оно есть самопроизвольный цельный фрагмент из любой части личной истории Боба.4. В двух случаях из трех содержание опыта отождествления является выраженно негативным.5. После опыта отождествления он будет представлен для осознания Ализы как фрагмент еенастоящей памяти. Т.е. на некотором рефлексивном уровне Алиса сможет сказать, что в ее личнойистории такого опыта не было. Но по всем другим свойствам, теперь это фрагмент ее памяти.Генерализация.1. После пары тройки таких экспериментов Алиса (владеющая внутренным безмолвием!)сможет сформировать способность к другому типу отождествления. Условно назовемэту способность "внутренним интерфейсом отождествления". Алиса может обнаружить,что теперь в некоторых ситуациях общения происходит локальный процесс отождествления.Локализованный во "внутреннем интерфейсе отождествления".Или другими словами, она будет получать информацию о другом человеке в "какой-то части себя".Или еще по-другому, - через опыт отождествления проходит не "вся" Алиса, а только ее "часть".2. По мере накопления опыта функционирования Отождествляющейся Части, Алиса придетк своеобразному пониманию того, что способностью извлекать информацию через отождествлениеона обладала всегда.Она потеряла эту способность (осознание доступа к этой способности) в результате активного подавления ее(спос) воспитанием,собственного желания избегать соприкосновения с негативными чувствами окружающих,значительного диссонанса между тем что люди делают, говорят, чувствуют и тем что на самом делеопределяет их функционирование.
"В двух случаях из трех содержание опыта отождествления является выраженно негативным."Хуже того, по условиям упражнения "операция улыбка" он всегда будет негативным. Я думаю, нужна какая-то защищенная среда, что-то вродевиртуальной машины. Думаю пока над этим. Гриндер в похожем случае предлагает концепцию "стража", который будет вас охранять, но это, по-моему не совсем то.
По поводу "нового кода" у меня вопрос, сколько раз ты делал упражнение "алфавит" и с какими результатами? Кстати, ко всем вопрос, мне интересно очень.Ключевое звено.Как говорил Дон Хуан (нагвализм важная составляющая нового кода,не так ли?)- во всем надо искать "ключевое звено". В машине он так определил свечи зажигания.Вот и в этой запутанной дискуссии все можно упростить. Что есть ключевое звено нового кода? Что в нем "делает искру"?Ответ простой - Остановка Внутреннего Диалога! Внутреннее Безмовие.thecroaker, пожалуйста, приведи мне не одно, а развитую систему упражнений нового кода по остановке внутреннего диалога.Хорошо, а хотя бы одно?Если у меня не начался склероз, в черепахах нет ни одного такого!Может быть в новой книге ДГ нам "прошептал" такие упражнения?thecroaker, давай их срочно сюда!Только не говори мне, что ВСЕ упражнения нового кода в той или иной мере способствуют Остановке Внутреннего Диалога (ОВД).Потому, что я немедленно задам вопрос, какупражнения "алфавит"способствуют ОВД? Каким таким спрятанным в них "ключевым элементом"? А другие упражнения нового кода? А ВСЕ упражнения?Где внятно изложеннная система получения ОВД косвенным путем через систему упражнений прямо с ним не связанную?Что же это за штука такая новый код - машина - свечи к которой надо приобретать с закрытимы глазами, с заткнутыми ушами, в резиновых перчатках,ТОЛЬКО из рук производителя, что бы случайно не догадаться что это такое.Я не хочу "ездить на машине" искру в которой делает ДГ!Есть другая гипотеза, ДГ сам не владеет секретом производства "искры" ОВД. Он знает только экстенсивные(множественные косвенные) методы "магического заклинания" ОВД. За секретом он отсылает к нагвализму. А ныне и не очень на нем сосредотачивается. Хорошо.А мы сосредоточимся. Прежде всего, ключевой вопрос, нагвализм у ДГ "понарошке" или всерьез?Если всерьез, то как может быть устроен дизайн системы (новый код), предполагающий лучшую социализацию Алисы и Боба, если сердцевина этой системы (нагвализм) однозначно детерминирует ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ?! Или он в шепоте поди про него даже и не упоминает? И заниматься дизайнирующим моделированием предлагается, потихоньку забывая про все эти черепашьи грехи молодости?Прошу в ответе не приводить вообще куски текста из шепота. Объясняй, пожалуйста, своими словами. Если ты понял, объясни что ты понял.
Хуже того, по условиям упражнения "операция улыбка" он всегда будет негативным. Я думаю, нужна какая-то защищенная среда, что-то вродевиртуальной машины. Думаю пока над этим. Гриндер в похожем случае предлагает концепцию "стража", который будет вас охранять, но это, по-моему не совсем то.Спасибо, но я еще только начал комментировать. И с Вашего разрешения (твоего? выше перешел на "ты" без разрешения) предполагаю выкопать в этом месте целый кимберлитовый карьер.Проблема не в факте наличия защиты. Надо точно представлять от чего необходимо "защищаться".1 От негативных человеческих переживаний, часто весьма драматической (психосоматической природы)2 От СОБСТВЕННОЙ памяти! Так как опыт перевоплощения имеет тенденцию самопроизвольно записаться в файлы "родной" памяти.Так что похоже "защита" должна представлять сорт "редактирования".
"Вот и в этой запутанной дискуссии все можно упростить. Что есть ключевое звено нового кода? Что в нем "делает искру"? Ответ простой - Остановка Внутреннего Диалога! Внутреннее Безмовие."Совершенно не согласен. Ключевое звено нового кода - передача бессознательному той части процессинга, с которой не справляется сознание в силу своих ограничений (7+-2). А вовсе даже не остановка внутреннего диалога.
Вот тебе thecroaker, ответ,Или как создаются, распространяются и преумножаются инсинуации:В этом посте я проанализирую три инсинуации1. По поводу содержания обучающей метафоры Стива Гиллигана.2. По поводу правильного понимания модели взаимоотношения сознание-подсознание,которой обучал Эриксон.3. По поводу того как относились к Эриксону его ближайшие ученики.Информационные ресурсы:1. Gilligan, S. G.Therapeutic Trances The Cooperation Principle in Ericksonian Hypnotherapy 1986 Brunner/Mazel2. Личное сообщение Гиллигана.3. Моя переписка со Стивом, дающая возможность получить все необходимые уточнения прямым обращением к нему.Исторический контекст. Перед тем как стать выбранным учеником Эриксона,Стив получил интенсивное длительное индивидуальное обучение у Джона Гриндера.Цель обучения - научить Стива ПОНИМАТЬ и воспризводить гипнотическое мастерство Эриксона.Методическое средство обучения - НЛП моделирование.Тестирование - прямая демонстрация Эриксону того что умеет делать Стив.Демонстрация понравилась и Эриксон пригласил Стива учиться у него непосредственно.Основная форма обучения у Эриксона - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ сессии.Основное содержание - беседы и рассказывание обучающих метафор.Основная содержательная модель - терапия глубоких ментальных нарушений: "Психоз есть разновидностьтранса, от которого пациент должен быть пробужден".--------------------------------Таким образом, как комментировал сам Стив, - он ЛЮБИЛ анализировать, он занимался анализомкоммуникации Эриксона и на сессиях и вне сессий. У него был доступ к избытку информации о моделированиимастера. Он у него не было проблемм с достижением личного опыта и жалоб на его качество.--------------------------------Впоследствии, после ухода мастера из жизни Стив предпринял экспириенс моделирования путемполного отождествления . Он СТАЛ Эриксоном - потерял возможность двигаться, говорил его голосом -и работал как он.--------------------------------В своей исследователькой и обучающей работе Стив показывает сочетание аналитичного подходаи море экспириенса. В таком стиле написана и ранняя "Therapeutic Trances". Например, там можнонайти невероятно техничные инструкции по необходимой фокусировке (конвергенции?) глаз гипнотизера.Позже Стив много работал (и продолжает) над синтезом гипнотического похода (как техники) иЮнгианской архитипики (источника экспириенс).--------------------------------
thecroaker2003-07-21 04:09 (link)"Однажды, на одном из семинаров Милтона Эриксона,Стивен Гиллиген подошёл к мэтру и обратился с таким вопросом: "Итак, изложение оригинальной истории идет от первого лица.Это не семинары, а индивидуальные сессии.Стив НЕ обращался с "таким" вопросом, в конце одной из ЗАПЛАНИРОВАННОЙСЕРИИ сессий Эриксон вдруг сказал фразу на которую в первый раз Стив вообщене обратил внимания.thecroaker2003-07-21 04:09 (link)- Доктор Эриксон, я уже давно учусь у Вас гипнозу. Многое уже получается,но… как-то сухо, технично, без полёта что-ли…Эриксон внимательно посмотрел на Стивена и сказал:thecroaker, пожалуйста, источник из которого взято про "сухо и технично и без полета"thecroaker2003-07-21 04:09 (link)- Ты всё пытаешься раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию… Стивен не очень понял этого ответа, однако из уважения к старику решил не докучать ему вопросами.Прошёл месяц, другой, но проблема (да и не проблема вовсе, а так…)1. "Ты всё пытаешься раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию"Будем исходить из предположения, что перевод оригинальной фразы в какой-то мере точен.Проанализируем:а) Ты всё пытаешься раскладывать по полочкамб) Ив) мешаешь работать своему подсознаниюТы всё пытаешься раскладывать по полочкам = смысл этой части фразы целиком зависитот прочтения глагола "пытаться".(исходим из предположения что в английском варианте стоит соотвествующиймодальный глагол и с временами все в порядке, хотя у меня сильные сомненеия)Пытаться делать "Х".Пытаться делать "Х" = чрезмерно делать "Х"?Пытаться делать "Х" = не достаточно (не достигая результата) делать "Х"?Я пытаюсь делать "Х" - ИИИИ - мешаю работать "У"Тем что делается "Х" осуществяется помеха "У"?илиТем что в определенное время делается"Х", В ТО ЖЕ САМОЕ ВРЕМЯ, этим осуществляетсяпомеха"У"?Так о чем эта фраза? О том что не надо ничего раскладывать по полочкам?Или о том чтоПо полочкам надо раскладывать гораздо эффективней + ЧЕРЕДОВАТЬ этот процессс работой подсознания?А что будет делать подсознание, когда ему предлагают циклический процесс чередования"По полочкам" - "У" - "по полочкам" - "У" ...."У"= разложению по подсознательным полочкам!!!!В чем Эриксон был большой мастер. И огромным количеством прямых цитат и метафорописывал этот процесс. Особенно подчеркивая важность "натаскивания" подсознанияна ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ дискретные формы представления информации и опыта.От супа до орехов, От А до Я. Сотни - за счет ручаюсь, примеров.2.Эриксон прекрасно владел"чтением" человека путем прямой идентификации.А Ученики никогда не "изображали" ничего "из уважения к мастеру".За это можно было отправиться во свояси не солоно нахлебавшись.Ему нужно было не "уважение", а полное всепоглошающее ВИМАНИЕ ученикадля реализации интенсивного обучения."Диссоциативные уважения" -- это время выброшенное на ветер.Так что не было там даже "старика".
thecroaker2003-07-21 04:09 (link)не разрешилась, так что на одном из следующих семинаров он снова подошёл к Эриксону:- Доктор Эриксон, я давно и успешно учусь у вас гипнозу. Получается очень хорошо: клиентыпогружаются в транс, выполняют инструкции, всё нормально, но… Но как-то сухо, технично…Индивидуальная сессия. С точным учетом сеансов. С планированием. И в КОНЦЕ второй по счету, после первого произнесения "по полочкам", Эриксон повторил фразу.thecroaker2003-07-21 04:09 (link)- Ты всё пытаешься раскладывать по полочкам и мешаешь работать своему подсознанию,- ответил Эриксон, внимательно поглядев ему в глаза.…Похоже старик-то… того… старенький уже – подумал Стивен Гиллиген"Старик того..." - попробуйте сказать это даже сейчас в лицо Стиву, он ирладец крепкий, черный пояс...Подумайте так, как мог Стив решиться на перевоплощение в мастера, который "того"?На видео, перед самой смертью, одутловатая человеческая фигура, нет контроля над половиной языка,значительно нарушено зрительное восприятие, едва понятная дикция - и ЧЕРЕЗ это этот человеквыдавал коммуникацию, "фиксирующую" сознание одновременно нескольких взрослых человек.Искушенных жизнью и ремеслом профф. коммуникаторов. Учил и лечил.thecroaker2003-07-21 04:09 (link)- Отговорился какой-то ерундой, в которой нет никакого смысла.Нет больше былой интуиции, волшебных озарений, искристого юмора…У нас в России буйным цветом расцвел нелпбеллетризм.thecroaker2003-07-21 04:09 (link)Однако, поскольку его проблемка не решилась, он задумал снова спроситьЭриксона об этом же спустя некоторое время – вдруг тот будет в лучшей форме…У Стива небыло "проблемок" с процессом обучения. В дополнение к процессу обучения Эриксона, он делал встречный процесс активного моделирования.Мастер видел это. И решал задачу соединения этих параллельных процессов.thecroaker2003-07-21 04:09 (link)И вот через несколько месяцев на очередном семинаре, он специально выбрал время и подошёл к Эриксону:- Доктор Эриксон, я давно учусь у вас гипнозу. Давно и очень успешно: мои клиенты входят в транс,демонстрируют гипнотические феномены, хорошо выполняют постгипнотические внушения, их жизньчудесным образом меняется, но… как-то всё это получается у меня немного сухо, технично что-ли…Это была очередная индивидуальная сессия. В очередной раз, но где-то в центре еебыла произнесена фраза....thecroaker2003-07-21 04:09 (link)- Ты любишь всё раскладывать по полочкам, - ответил Эриксон, внимательно посмотрев на Стивена,- и мешаешь работать своему подсознанию…- Я уже собрался открыть рот, - рассказывал после Стивен Гиллиген, чтобы высказать ему,Спросить, - что это значит?thecroaker2003-07-21 04:09 (link)как вдруг до меня дошло:Дошло = Стив погрузился в трансthecroaker2003-07-21 04:09 (link)Я люблю всё раскладывать по полочкам!Я мешаю работать своему подсознанию!- Правильно, - немедленно сказал Эриксон – ты любишь всё раскладывать по полочкам и мешаешьработать своему подсознанию…Подсознание разложило (привело в соответствие) В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ по полочкам,то что что было разложено по полочкамсознаниемДО этого!--------------------------------------------------------------А что,thecroaker, может быть, согласишься стать выбранным учеником Стива? Или Джон больше импонирует?Оба любят иметь особенных учеников. Я серьезно. Можно развить осторожную дипломатию и получить согласие. Даже от Джона.Но только, с обещанием предоставить себя потом нам, любителям аналитического моделирования, на неограниченноепрепарирование приобретенного опыта.
Еще раз к вопросу об упражнении "алфавит":Т.В.Гагин, С.С.Уколов "Новый код НЛП, или Великий канцлер желает познакомиться!", страница 20, жирный шрифт:"Многие по сей день считают, что весь Новый Код -- это упражнение "Алфавит"... Из тех, кто вообще знает про Новый код.Оттуда же парой абзацев выше: "Новый код возник в значительной степени как результат моделирования -- освоения -- способностей всякого рода шаманов, колдунов, магов и ясновидящих. Причем, что характерно для НЛП, всякого рода мистика уступила место деловому и прагматичному подходу: как они на самом деле все это делают? И, кстати, что именно они делают на самом деле, когда у них получается? При ближайшем рассмотрении та же структура была обнаружена в художественном творчестве, религиозных и духовных практиках и в повседневной жизни гениальных людей".То есть еще пара человек кроме нас в этой стране пытаются сместить акценты с упражнения "алфавит" на каких-то ясновидящих и магов, про которых обычно известно, что первым делом они начинают тренировать остановку внутреннего диалога...Далее выясняется, что ключевым является внешне-ориентированный транс, а упражнение "Остановка мира" как лучшая для освоения внешне-ориентированного транса дается сразу после упражнения "Страховка" с категорическим предупреждением, что последовательность освоения именно такова: сначала страховка, а потом можно останавливать мир...Секрет ведь не в "передаче подсознанию того, что не может делать сознание". Это трюизм, это и Старый код признавал. Секрет в том, как это обеспечить. Это как социализм и капитализм: оба они обещают товарное изобилие, но методы его достижения предлагают разные -- да и результаты тоже разные. Так какая Самая Главная тайна Нового Кода -- как именно он предлагает организовать передачу подсознанию того, что не умещается в 7+-2 сознания? У шаманов была отмоделирована остановка внутреннего диалога. Она и легла в основу методов Нового Кода. А ты считаешь, что легло в основу практик Нового Кода, если не внешне-ориентированный транс?
Из истории того как Алиса училась отождествляться в Боба.В самом начале у Алисы не было никакого опыта. Она занималась свободными экспериментами.1. У нее довольно просто получалось настроить свое восприятие на "туннельное зрение".Достаточно зафиксировать направление взгляда, перестать моргать - и через некоторое время зрительное восприятие сужается до "туннеля".Ну конечно, перед этим, пришлось довольно долго приучать глаза не моргать. Так чтобы не было никакого дискомфорта от этого.Как теперь вспоминает Алиса:" феномен "туннельного зрения"(ТЗ), если быть точной, не был 100%".Он возникал не каждый раз при фиксации взгляда и прекращении моргания. Примерно в трех из пяти случаев.2. А вот с внутренним диалогом были проблемы. Алисе не удавалось просто так остановить внутренний диалог.Правда она подметила, что когда приходит ТЗ - внутренней болтовни гораздо меньше.Иногда совсем практически не было. Но что-то там было еще такое, что Алиса не могла проанализировать.То что действительно определяло более существенное торможение диалога.3. Вот с таким предварительным опытом Алиса и решилась на первые эксперименты с отождествлением.Пробных безуспешных попыток было много. А однажды, вдруг, этопроизошло. Произошло превращение в Боба.Раскладывая опыт по полочкам, Алиса могла вспомнить, что внутренний диалог (ВД) в определенный момент исчез и было отождествление.С удвоенным рвением Алиса повторяла эксперименты. Феномен отождествления появлялся не часто, каждый раз только ПОСЛЕ исчезновения ВД. Сравнивая, успешние и безуспешниые попытки, Алиса подметила такую интересную вещь. Важную роль в успешных попытках играло дыхание!4. Вообще-то она предоставляла своему дыханию естественным путем синхронизироваться с дыханием Боба.Но оказалось что можно дышать в ритме дыхания Боба с разной интенсивностью. С разной амплитудой дыхательных движений. Все успешные отождествления сопровождались очень легким поверхностным дыханием!Эврика! -воскликнула Алиса и побежала читать литературу по дыхательной йоге.Но скоро была вынуждена разочароваться. Поверхностное дыхание не давало гарантии ни отождествления, ни остановки ВД. Только их большую вероятность.5. Пришлось Алисе самой заниматься отдельными экспериментами с дыханием.И чтением литературы по физиологии дыхания.Таким путем Алиса нашла ключевой фактор. Оказывается все зависит от того, совершается ли одно и то же легкое дыхание в зоне близкой к вдоху, или в зоне выдоха:а) легкое поверхностное дыхание почти на полном выдохе практически блокировало ВД!б) если остановить дыхание на выдохе на несколько секунд, то возобновить ВД можно, но с заметным "внутренним" усилием!Размышляя над полученным результатом, Алиса объяснила его так: когда человек говорит вслух, каждый раз говорение вынуждено ОСТАНОВИТЬСЯ в КОНЦЕ выдоха. В каком-то смысле, конец выдоха является якорем (физическим) для остановки говорения вслух. А в психологии доказали, что внутренняя речь является интериоризированной внешней. Значит, этот же якорь способен значительно тормозить и ВД. Очень легкое поверхностное дыхание в области полного выдоха постоянно стимулирует якорь торможения ВД.6. К этому времени у Алисы стал пропадать интерес к опытам по прямому перевоплощению. Она так чувствовала,что сработала какая-то внутренняя экологическая защита. Да и Бобу надоело подолгу торчать без дела и движенийв кресле. Но теперь Алису занимал вопрос - можно ли получить эффект "узнавания" чего-либо о Бобеа) когда он совершает много движенийб) когда он много говорит
"А что,thecroaker, может быть, согласишься стать выбранным учеником Стива? Или Джон больше импонирует?Оба любят иметь особенных учеников. Я серьезно. Можно развить осторожную дипломатию и получить согласие. Даже от Джона.Но только, с обещанием предоставить себя потом нам, любителям аналитического моделирования, на неограниченноепрепарирование приобретенного опыта."Заманчивое предложение. Можно развить осторожную дипломатию. Я двумя руками "за". Джон мне конечно импонирует больше, но только с учетом того, что Стива я не знаю совсем. Думаю, если будет нужно, Фрэнк Пьюселик может предоставить свои рекомендации относительно меня.
"Если у меня не начался склероз, в черепахах нет ни одного такого!"Твои слова, твои словаА как же отправка всех ходить по мосту Золотые Ворота с расфокусированным зрением и остановкой ВнутреннегоДиалога?Причем, нужно учитывать, что (почти) все участники семинара ПодготовкиГения прошли мастер-практик программу дизайна ДГ, причем с отличием прошли -- т.е. по ходу семинара ДГ прямо говорит, что участники знают техники (!) и поэтому в опубликованном тексте пошаговых инструкций не дается. Т.е. Черепахи -- это "мета-семинар", понимаемый более глубоко теми, кто уже имел соотвествующий опыт-референтные структуры. Для остальных -- это "словеса сии".
"Вот и в этой запутанной дискуссии все можно упростить. Что есть ключевое звено нового кода? Что в нем "делает искру"?Ответ простой - Остановка Внутреннего Диалога! Внутреннее Безмовие."ОВД не равно убиранию "автоматического семантического реагирования".Это разные элементы.За вторым стоит набор референтных структур, прямой доступ к ключевым синестезиям суб-суб-модальностей.За первым, кажется, более существенное, как-то связанное с тем, что называется "сущностными ощущениеями" и "намерениями".Это если быстро и навскидку.
Насколько я понимаю, есть два пласта фильтров: онтологический (выделение объектов, фигур на фоне) и терминологический (их наименование). ОВД убирает терминологический но не убирает онтологический.
Онтологический-терминологический -- это абстрактная психологическая классификация.Не годится.Semantic response - это вполне конкретное (хоть и субъективное) ощущение-феномен, когда вместо-вместе с чувством всплывает внутренний диалог (или сразу внешний :) описывающий-оценивающий-регистрирующий это чувство. Тоже самое для декодера, вербальный декодер -- тормозит.ОВД - это тоже вполне уникальное (хоть и субъективно) состояние, которое уникально настолько, что внутри себя, допустим я, могу отследить к чему "прибавляет" и что "затормаживает"-убирает остановка Ad.
>>сразу после упражнения "Страховка" с категорическим предупреждением, что последовательность освоения именно такова: сначала страховка, а потом можно останавливать мир...если можно, расскажите ,пожалуйста, чуть по-подробнее про это упражнение "страховка"?
Это лучше не у меня выяснять, а прямо по книжке. А то у вас может получиться страховка не от того, от чего следует страховаться -- вырванная из контекста страховка и не страховка вовсе...