с одной стороны по Дилтсу моделирование это почти только столкновение с неким телесным опытом моделируемого. М.б. по этому ему так важно именно телесное представление образа мышления. Т.е. в некотором роде это попытка сделать заключение о мышлении из телесного образа человека.Мой опыт скорее свидетельствует о предрасположенности к некоторым убеждениям, которое сильно определяются телесным образом человека. Но здесь, я понимаю, что перехожу к отношению моделируемого к своему телесному образу.
с одной стороны по Дилтсу моделирование это почти только столкновение с неким телесным опытом моделируемого.Ну, с другой стороны, моделирование по Д. это почти только соотнесение опыта с ЛУ.М.б. по этому ему так важно именно телесное представление образа мышления. Т.е. в некотором роде это попытка сделать заключение о мышлении из телесного образа человека.Наверное, и мы это детально проанализируем. Он говорит -"синтаксис" - вот мы и посмотрим какой там у него синтаксис.Мой опыт скорее свидетельствует о предрасположенности к некоторым убеждениям, которое сильно определяются телесным образом человека. Но здесь, я понимаю, что перехожу к отношению моделируемого к своему телесному образу.Ну вот, ты сам подметил что в этом суждении переходишь некую грань :)
НЛП (нейролингвистическое программирование) всегда признавало влияние физиологии на процесс мышления. Все микродвижения нашего тела, такие как знаменитые «глазные сигналы доступа», с точки зрения НЛП одновременно являются и отражениями специфических мыслительных процессов, и теми ключами, которые дают начало внутренним действиям, происходящим в сенсорных репрезентативных системах. Благодаря таким внешним физическим проявлениям мы имеем возможность не только обнаруживать, но и оказывать влияние на отдельные этапы стратегий мышления. Именно на эту идею опирается «Нейролингвистическое программирование» в той своей части, которая касается «программирования». Однако, такие специфические поведенческие сигналы не являются единственным проявлением связи между телом и разумом. На процесс, связывающий мышление_и_функции тела (проявляющийся/отслеживаемый с помощью тех или иных невербальных сигналов) опирается та часть нейролингвистического программирования, которая называется «нейро».
Фельденкрайс (Feldenkrais) и Александер (Alexander), йога, айкидо и танцы накопили огромный опыт исследования взаимного влияния движений и мыслительных процессов. Во всех таких исследованиях с особенной силой подчеркивается системная природа организма человека, и в центре их внимания чаще всего оказываются особенности движения, а не те части тела, которые в нем участвуют. Но нейролингвистическому программированию еще только предстоит в полной мере оценить ту роль, которую такого рода телесные движения играют в процессе человеческого мышления и «программирования». (1) Метод Фельденкрайса демонстрирует доминирование телесного над ментальным. Связи на уровне влияния в обратную сторону – от мышления к телу никакой нет. Невозможно снять с помощью мышления настоящий мышечный зажим.(2) Йога вновь утверждает диктат тела над мышлением. Невозможно получить с помощью мышления тот же эффект что и от асан.(3) Айкидо и танцы ничего к первым двум пунктам не добавляют.(4) Системная природа человека на уровне телесных движений являет собою иерархические системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека, и которые в самом общем охвате еще никто так и не описал.(5) НЛП требуется не «оценивать», а моделировать иерархические двигательные паттерны (МИД) и их связь с высшими ментальными процессами, в том числе и с мышлением. Но НЛП первого поколения/кода от таких задач отказалось. НЛП нового кода такие задачи и не собирается ставить. НЛП третьего поколения отписано к интегральщине и этим автоматически не будет способно решать такие задачи. Ибо интегральщина глубоко презирает и отвергает такие конкретные задачи моделирования, да и самим моделированием ни в каком виде не занимается.
Недавно я просматривал статью в журнале «Natural History», в которой приводился простой, но весьма впечатляющий пример взаимосвязи общих особенностей движения и способа мышления. ...При описании имения автор статьи отмечает:Вскоре после переезда в Down Дарвин проложил посыпанную песком дорожку, которая и по сей день вьется в тени деревьев, а затем поворачивает по направлению к дому, проходя вдоль освещенного солнцем поля. Он гулял по этой дорожке каждый день, называя ее «своим путем размышлений». Довольно часто он складывал несколько камушков в начале этого пути и по завершении очередного круга отбрасывал тросточкой один камушек прочь с дороги. Он мог определить для себя «проблему в три камня» подобно тому, как Шерлок Холмс определял «проблему в три трубки», и направлялся домой лишь тогда, когда все камни были пройдены. (1) «Путь размышлений» есть протометафора, связывающая не движения как таковые, а «движения/поход по маршруту» с продуктивным мышлением.(2) Относится ли «поход по маршруту» (ПпМ) к «общим особенностям движений»? Конечно нет! ПпМ имеет первейшее и прямое отношение к особенностям ВОСПРИЯТИЯ при движении по определенному маршруту.(3) Связь перемещений по маршруту (ПпМ) с восприятиием и мышлением великолепно отмоделирована Гибсоном:
Читая это описание, легко представить себе Дарвина, погруженного в свои мысли, бредущего по своей песчаной дорожке и обдумывающего различные вопросы теории эволюции и естественного отбора. Тот факт, что Дарвин называл эту песчаную тропинку своим «путем размышлений», указывает на то, что сам он видел, какое важное влияние оказывали такие прогулки на его мышление. С точки зрения НЛП здесь весьма интересен следующий вопрос: «В чем конкретно проявляется связь между «мышлением» и прогулками по такому пути». (1) Следует рассматривать два взаимодополнительных контекста:(а) Д. идет по дороге, но погружен в мысли, в обдумывание определенных идей(б) Д. обрабатывает обдуманные идеи и записывает их за столом в кабинете, при этом он мысленно обращается с своему «пути для размышлений».Нетрудно заметить, что (1)(б) будет работать как мощный мнемонический организатор мыслей/мнемоническая техника. При одном маленьком условии: по ходу (1)(а) Д. хотя бы иногда в определенные моменты маршрута/мыслительной деятельности будет мельком представлять свой рабочий стол, себя за ним, бумагу перед собою и т.д.(2) Постоянное использование ПпМ для решения интеллектуальных задач, превращает его в особенный интегральный якорь связанный с успешной мыслительной деятельностью.
Традиционный подход НЛП к вопросу интерпретации и использования взаимного влияния мышления и поведения заключается в том, чтобы установить связь между отдельными видами телесных движений (таких, как движения глаз, дыхание, изменения в выражении лица, в жестах и т.п.) и определенными мыслительными действиями, например, «движение глаз вверх и вправо сопровождает процесс визуального воспоминания», «поглаживание рукой по подбородку является проявлением внутреннего диалога», «замедленное глубокое дыхание облегчает доступ к ощущениям». Известные в НЛП «ключи доступа» обычно обращают наше внимание на чрезвычайно тонкие проявления в поведении человека и имеют отношение к наименее устойчивым микроструктурам нашего процесса мышления. (1) КГД влияют на мышление через доступ/активизацию тех или иных модальностей.(2) Паттерны дыхания напрямую влияют на кортико-висцеральные рефлексы, а черех них на мышление.(3) Выражение лица задействуют эмоции и через них влияют на активность и продуктивность других процессов ЦНС.(4) Жесты плотно включены в различные языкоиды. Сами же языкоиды являются составной частью мышления.Каким манером КГД связаны с «наименее устойчивыми микроструктурами мышления» понять трудно. Когда все ровно наоборот – КГД связаны с наиболее устойчивыми макро/микроструктурами мышления.
С другой стороны, повторяющиеся физические движения и действия, захватывающие большую часть групп мышц (такие как прогулка, плавание, езда на велосипеде, игра в теннис и т.п.) оказывают влияние на наше общее состояние и тем самым определяют более общий контекст для нашего процесса мышления. (1) Все/большинство движений являются циклическими и в этом смысле – повторными.(2) Ходьба, плавание, езда на велосипеде, игра в теннис с точки зрения описания паттернов включенных в них движений состоят из сочетаний и включений в друг-друга:--циклических--морфологических паттернов движений
(3) Движения могут оказывать влияние на мышление напрямую.(4) Движения могут оказывать влияние на целевые/продуктивные результаты мышления в роли модулирующих процессов, которые имеют обязательную завершенность/ «выход». Таковы ходьба в роли прогулки, плавание и катание на велосипеде. Мышление же является процессом зачастую организованном в циклы, не имеющие завершения.
Как показывает упоминание трубки Шерлока Холмса в приведенной выше цитате, представление о том, что состояние глубокой задумчивости может быть усилено какими-нибудь повторяющимися действиями, оказывается весьма распространенным. Кроме выкуривания трубки, например, вымышленный Холмс часто прибегал к игре на скрипке, когда ему приходилось распутывать особенно трудный случай. Курение трубки на первом плане есть воздействие табака на кортико-висцеральные рефлексы. Вот, когда трубку держат во рту «просто так», вот тогда надо анализировать и двигательную составляющую курения.
Подобные привычки можно обнаружить и у многих известных невымышленных мыслителей. Как и Холмс, например, Альберт Эйнштейн, бывало, играл на скрипке в моменты серьезных размышлений, заявляя, что эта игра была в некотором смысле продолжением его процесса мышления и она помогала ему находить решение для наиболее сложных проблем. Кроме того, Эйнштейн любил плавать под парусом, быстро делая пометки в своем блокноте каждый раз, когда ветер затихал. Леонардо Да Винчи играл на лире. Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что многие из его музыкальных идей пришли ему в голову во время прогулок или поездок в экипаже. Подобно Дарвину и другие известные мыслители, как, например, Эммануил Кант, любили совершать прогулки, которые оказывались неотъемлемой частью их распорядка дня. Исполнение музыки влияет на мышление тем, что ЛЮБОЕ музыкальное произведение имеет начало, середину и конец/завершение. При создании прямой ассоциации между последовательностью мыслей и музыкой – с повторениями - музыка превращается в «промоутера» обязательного завершения мыслительного процесса.
Я легко мог бы представить себе «путь размышлений» Дарвина, у меня уже в течение многих лет есть свой собственный «путь грез». Рядом с моим домом в Санта Крузе (штат Калифорния) раскинулся огромный парк, среди мамонтовых деревьев которого я бегаю по утрам. В этом парке родились и начали расти идеи многих моих семинаров, компьютерных программ, книг и статей. Между «парком», как ресурсным местом для интеллектуальной деятельности, «одним и тем же маршрутом по парку» (исходная история про Дарвина) и МНОЖЕСТВОМ РАЗНЫХ маршрутов по парку есть колоссальная разница.
Кроме того, я регулярно купаюсь в определенное время года и делаю упражнения на тренажере, который стоит у меня дома. Я заметил, что различные движения, ассоциирующиеся с такими занятиями, могут вызывать определенные настроения. Особенные физические движения, в которых участвует все тело, помогают включать различные мыслительные процессы. Иначе говоря, разные виды деятельности могут способствовать достижению различных результатов и решению разных проблем. [Удивительная небрежность описаний. И это у человека, заявленного в роли со-создателя НЛП]Неопределенное «купание» отходит скорее к кортико-висцеральным ээфектам стимуляции высшей нервной деятельности (ВНД). «Упражнения на тренажере» - кто бы знал как он их делает. Если по системе, - может работать как промоутер завершения.
Занимаясь исследованием эффективного лидерства, например, я беседовал с основателем большой скандинавской судостроительной компании. Он сказал, что физическая активность помогает ему справляться с разнообразными проблемами. В одних случаях он отправляется играть в гольф, чтобы восстановить то состояние, которое необходимо для решения возникших проблем. В других случаях велосипедные прогулки помогают ему настроиться на определенный лад. Он оказался настолько разборчивым в выборе того или иного вида физической деятельности, что мог заявить: «Для решения этой проблемы не подходит игра в гольф. Это та проблема, которая требует приличной велосипедной прогулки». (1) Гольф и прогулки на велосипеде есть типичные ПпМ.(2) Однако гольф не гарантирует результат, в отличие от велосипедного маршрута.
Кажется вполне естественным заключение о том, что определенная физическая деятельность стимулирует и организует неврологическую активность. Катание на велосипеде представляет собой один из способов вызывать и поддерживать определенное состояние. Говоря языком теории самоорганизующихся систем, можно сказать, что некоторое движение создает положительный «аттрактор», который поддерживает мыслительную самоорганизацию. Некоторые заходят так далеко, что начинают утверждать, что разум — это движение, и что мудрость и талант определяются качеством этого движения. Старая поговорка народов, населяющих острова Новой Гвинеи, например, гласит: «Знание — пустая болтовня, пока оно не в мышцах». (1) О связи движений и мышления на первом месте говорит не теория систем. Из школьного курса биологии (данные по физиологии ВНД) известно, что место реализации самого рафинированного мышления – лобные доли – есть третичная зона к первичной двигательной зоне коры. Т.е. по функциям коры движение и мышление есть единое целое.(2) Новогвинейцы оказывается в этом вопрос образованнее некоторых просвещенных мудрецов, типа интегральщиков, которые утверждают, что вершина мышления есть «зрительно-логическое мышление» - или (активность) третичные зоны в задней/теменной части коры, которые связаны с ощущениями, а не с движениями.(3) Но где примеры как определенная именно мыслительная деятельность стимулирует двигательную активность?(4) Моделирование двигательных ресурсов, которые напрямую стимулируют ВНД берутся превращать в моделирование двигательных ресурсов, которые модулируют ресурсные состояния, которые в свою очередь модулируют ВНД - это есть дотягивание правой рукою через левое плечо до правого уха.
Подобные наблюдения привели Джудит Де-Лозье и меня к более глубоким исследованиям взаимосвязи мышления и движения, которым мы дали название «соматический синтаксис». Термин «соматический» происходит от древнегреческого слова «soma», которое означает «тело». «Синтаксис» — тоже древнегреческое слово, имеющее значение «располагать в определенном порядке» или «систематизировать». Следовательно, соматический синтаксис имеет отношение к организации физиологии и «грамматике» «языка телодвижений». Вместо того, чтобы фокусироваться на физических деталях, соматический синтаксис подчеркивает особенности организации движения в целом и исследует процесс формирования когнитивно-соматических (т.е. опирающихся на связь «разум — тело») стратегий. (1) Ну, из «соматического» было упомянуто куча номинализаций, называющих движение.(2) Из «синтаксиса» вообще ни на что даже не было намекнуто.(3) Если не сказано, что в соматическом синтаксисе есть «лексика», то о какой его «грамматике» может идти речь?(4) Не предложено ни одной нейрологической схемы/метафоры/намека как именно соматическое влияет на когнитивное. И наоборот.
Эпистемологически соматический синтаксис ведет свое происхождение в теории трансформационной грамматики Ноама Хомского (1957, 1965). Согласно Хомскому сенсорный и эмоциональный опыт (глубинная структура) может выражаться в форме различных лингвистических описаний (поверхностных структур). Глубинные структуры достигают поверхности, проходя через ряд «трансформаций». Эти трансформации действуют на глубинные структуры подобно фильтру. Гриндер и Бендлер (1975) установили, что преобразование глубинной структуры в поверхностную структуру обязательно включает в себя процессы упущения, обобщения и искажения. Но большая часть информации о глубинной структуре при этом сохраняется и выражается в словесной поверхностной структуре. (1) Глубинноя структура трансформационной грамматики не является нейрологической компонентой/метафорой.(2) В силу пункта (1) никак не доказать, что синтаксис глубинной/поверхностной структуры трансформационной грамматики вообще имеет какое-то отношение к соматическому/движениям.
Когда я думаю и хожу взад-вперед, иногда смотрю на пол, иногда останавливаюсь и т.д. У меня возникают чувства, говорящие, что мысль проясняется. Честно говоря, не заметил закономерности в движении для разных тем.На мой дилетантский взгляд, тут нечто, что не очень годится для моделирования, так как больше относится к конкретной теме о чем человек думает. Попробую раскрыть тему шире. (да, я полный дилетант в этом вопросе, в своем жж, я бы поставил тег "бред"). Если представить себе нервную систему, развившуюся с древних времен, когда только появилась необходимость реагировать на среду, а не просто плавать в виде клетки, то продолжив ряд, держа в голове, что эволюция шла путем приспособлений, можно придти к выводу, что различные движения тела являются активаторами каких-то конкретных нейронов на входе, если так можно выразиться, то есть изначально это имеет какое-то значение для реакции на внешние раздражители. Вход, подобно слуху или зрению, когда мы только начинаем пытаться понять, что в конце концов мы видим, когда находимся в самом начале стадии определения (какая это цифра, что это за предмет, какая нота и т.д.) И если после подачи сигнала на вход результат вычисления будет похож на то, о чем мы думаем, это может помочь. Поэтому можно угадывать какие метафоры представляло тело или дорожка Дарвину, но полагаю, что это будет бесполезно, если думать о чем-то другом. И может быть полезно только в случае, если: нервная система у всех абсолютно одинакова (то есть движения тела всегда вызывают тоже самое) + ходить там же + видеть и слышать тоже самое + думать о том же. Наверное, можно и упростить, но для начала надо хотя бы воспроизвести :)ЗЫ. Скажите, я не отнимаю у вас время своими дилетантскими размышлениями?
Соматический синтаксис применяет эти принципы формирования словесного (дискретного) языка к кинестетическим (аналоговым) выражениям. Примером взаимосвязи «глубинной» и «поверхностной» структуры в кинестетической системе может служить наше умение писать левой и правой рукой. Как только наша рука освоила этот навык, он сразу же мог быть передан другой части тела. Например, нам не составит труда написать свое имя на песке большим пальцем левой ноги или вывести буквы, зажав карандаш в зубах, несмотря на то, эти части нашего тела сильно отличаются по своим физическим данным. Глубинная структура формы букв не связана с конкретной частью тела. Она может быть преобразована в различные поверхностные структуры. (1) «Соматический синтаксис по-Дилтсу» (ССпД) используется в роли аллегории паттернов организации движений.(2) Умение писать левой и правой рукой обеспечено мозолистым телом, которое есть скопище проводящих волокон + достаточной функциональной симметрией коры слева и справа.(3) Умение написать что-то ногой обеспечивается тем, что размер проекционных зон движений с пальцев/кистей рук настолько огромны, что ожидать что с них невозможно получить иррадиацию в той же части двигательной коры размером МЕНЬШЕ чем проекция кисти, было бы удивительно.(4) То же и с писанием с помощью движений головой/шеей (карандаш зажат в зубах). См. пп(3) Кстати, проекционные зоны движений пальцев напрямую примыкают к проекционным зонам головы.(5) Для двигательной системы нет никакой «формы букв». Но есть:-- паттерны последовательности движений (или «синтаксис алфавита»)--которые изоморфны траекториям движений ЛЮБОЙ части тела, которая может быть приведена в движение скелетной мускулатурой--траектории двигательного «синтаксиса алфавита» могут быть спроецированы на ту или иную плоскость(6) Наиболее характерным функциональным свойством двигательной системы есть свойство воспроизводимости одних и тех же двигательных паттернов в любой части двигательной системы. Но это свойство никак не связано с «буквами». Свойство произвольной воспроизводимости движений:--частично врожденное--частично выученное--в значительной мере обеспечено иерархическим устройством всей суммы двигательных паттернов, реализуемых организмом. В основе этой иерархии лежат достаточно простые двигательные паттерны, присущие движениям наших примитивных эволюционных предков(7) Наому Хомскому даже и в страшном сне не снилось прорисовать связь своих глубинных структур с архаическими двигательными паттернами наших эволюционных предков.
Одна из задач соматического синтаксиса заключается в том, чтобы углубить и расширить «аттрактор» для конкретного внутреннего состояния или ресурса. Соматический синтаксис использует движение в качестве средства усиления, расширения и генерирования глубинных ресурсов. Исследуя разнообразие физических форм и организации движения, связанного с определенным состоянием, например, можно научиться делать это состояние более выразительным в самых разных ситуациях и расширять разнообразие своего поведения. В этом смысле соматический синтаксис помогает углубить наше понимание и усилить наши знания, все больше погружая их «в мускулы». (1) Ну, как уже было написано выше, чтобы пользоваться данным определением «соматического синтаксиса» от Дилтса («д-СС»), надо вначале доказать, что глубинные структуры по Хомскому имеют двигательное происхождение.(2) Исходная идея искать все возможные связи мышления и тела утеряна.(3) Можно предполагать наличие множества СС, существенно отличных от «д-СС», которые являют мощное влияние на мышление.(4) Связь движения-состояния наименее интересна по сравнению со связями типа движения-продуктивная активность высших процессов ЦНС.(5) «Погружать знание в мускулы» (оставив за кадром проблемы перевода) – это крутая формулировка чисто в стиле Д., который в таких формулировках выдает себя с головою как чистого репродуктора, но не моделиста.
С другой стороны, благодаря тому, что движение имеет отношение к «аналоговому» типу поведения, оно оказывается более системным и менее «линейным». Следовательно, исследование соматического синтаксиса еще больше приближает нас к глубинным структурам нашего опыта. Поэтому еще одно применение соматического синтаксиса заключается в том, что он помогает открыть и выразить те части глубинной структуры, которые могут быть стерты или искажены другими формами поведенческих проявлений. Пользуясь словами знаменитой танцовщицы Исидоры Дункан, можно сказать: «Если бы я могла выразить все словами, мне не пришлось бы танцевать». (1) Соматический синтаксис от Дилтса (определение см. выше) является чисто «цифровым» и ни а какой мере не аналоговым.(2) Между аналоговыми (СС) и цифровыми (д-СС) движениями есть пропасть.(3) Существуют отдельные аналоговые соматические синтаксисы в огромном разнообразии. Вот они приближают нас/выражают глубинный опыт.
Один из принципов соматического синтаксиса гласит, что тело само является «репрезентативной системой». Вместо того, чтобы видеть в теле только механическую оболочку для передачи сигналов к мозгу и от него, соматический синтаксис рассматривает тело как средство представления и обработки информации. Это круто заявить, что тело есть «репрезентативная система». Но где хоть одно доказательство/обоснование?
До недавнего времени привычное для НЛП представление заключалось в том, что вся информация об окружающем нас мире с помощью органов чувств передается в мозг, где и происходят все процессы ее представления и переработки. Последние исследования, касающиеся брюшной нервной системы, окружающей желудок, показали, что по всему нашему телу разбросаны сложные информационные сети, по уровню своей сложности не уступающие головному мозгу. Согласно соматическому синтаксису мы можем использовать наше тело для построения модели окружающего нас мира точно так же, как мы это делаем с помощью других репрезентативных систем. Мы можем представлять ключевые связи в окружающем нас мире и нашем собственном прошлом в виде взаимосвязей частей нашего тела. Например, наше представление об отношениях между матерью и отцом могут быть представлены отношениями между левой и правой рукой, или между грудью и животом. (1) Стоп, стоп, стоп – то что ENS содержит по определению свой ENS-синтаксис (последовательная работа) это и дураку понятно. Но где доказательства как она способна влиять на ЦНС именно на информационном уровне?(2) Мать – отец, правая и левая рука. Обычно, руки используют для метафорирования отношений между братьями/сестрами.(3) пп(2) к соматическому синтаксису отношения не имеет.
Размышляя о важности «пути размышлений» Дарвина, важно заметить, что кроме способности вводить, обрабатывать и выводить информацию, все наши репрезентативные системы обладают способностью представлять информацию, по крайней мере, двумя способами: буквально и метафорически. Иначе говоря, каждая сенсорная система может создавать карты реальности, которые имеют либо непосредственное отношение, либо образное сходство с тем явлением, которое мы представляем себе. Например, мы можем представлять себе свои белые клетки такими, какими мы видели их под микроскопом, или похожими на осьминогов, которых мы видели по телевизору. Аналогично, мы можем говорить о мозге, буквально как о «сети нейронов», либо метафорически называть его «компьютером». Подобно этому мы можем воспринимать определенное эмоциональное проявление как набор конкретных ощущений тела, либо как «спазм» в животе. (1) Когда мы говорим о наличии/переживании некоторой эмоции (с ее номинализацией) это и есть метафора!(2) А вот спазм в животе во время некоей негативной эмоции вполне может быть буквальным описанием ощущений, входящих в данную эмоцию.
Наше тело, будучи репрезентативной системой, тоже обладает такой двойной способностью. Мы можем производить движения, являющиеся непосредственной реакцией на конкретную ситуацию, или делать их более метафорическими, как в танце. Состояние тревоги, например, может быть непосредственно представлено воспроизведением физических эффектов, сопровождающих ощущение тревоги (таких как напряжение мышц лица и плеч), либо образно представлено в виде рук, закрывающих глаза и голову, как будто при виде опасности. Как и в случае с другими репрезентативными системами, метафорические представления зачастую оказываются более значимыми и более сильными (потому что они несут многоуровневую информацию). Шкала двигательных/мышечных проявлений состояния тревоги: на одном конце шкалы есть напряжение тех или иных мышц - ... много много много разных мышечных паттернов... – на другом конце есть руки, аллегорически закрывающие голову от «опасности».
С этой точки зрения прогулки Дарвина по своему «пути размышлений» можно рассматривать и как физическую метафору, и как средство достижения и поддержания определенного ментального состояния. Движение вдоль по дорожке представляет собой довольно медленный и постепенный процесс. Любая дорожка имеет начало, конец и отметки на земле, указывающие направление движения. Глядя с позиции соматического синтаксиса, легко понять, каким образом складывалось представление Дарвина об эволюции, как о процессе медленных, постепенных изменений. Теория эволюции Дарвина — прямой аналог движению по парковой дорожке. Очевидно, Дарвин «эволюционно развивал» свои идеи, двигаясь по своему пути медленно и методично, отбрасывая в сторону камень при удачном завершении очередного круга в процессе развития точно так же, как это происходило в описанном им процессе эволюции. «Теория эволюции Дарвина — прямой аналог движению по парковой дорожке». – в этом заключена вся прелесть моделирования по Дилтсу.
Конечно, когда мы «выдвигаем гипотезу», она не может возникнуть ниоткуда. Источник всех этих идей — действующая нервная система. Английский философ и ученый XVII века Фрэнсис Бэкон отмечал, что вместо того, чтобы воспринимать объективную информацию об окружающем нас мире, наша нервная система сама стремится наложить свою собственную структуру на окружающий нас мир. Иначе говоря, тот порядок, в котором мы воспринимаем мир вокруг нас, больше говорит о нас самих, чем об объективной реальности. «Конечно, когда мы «выдвигаем гипотезу», она не может возникнуть ниоткуда. Источник всех этих идей — действующая нервная система». - АУСоС
Когда я думаю и хожу взад-вперед, иногда смотрю на пол, иногда останавливаюсь и т.д. У меня возникают чувства, говорящие, что мысль проясняется. Честно говоря, не заметил закономерности в движении для разных тем.Самонаблюдения на троечку с минусом.На мой дилетантский взгляд, тут нечто, что не очень годится для моделирования, так как больше относится к конкретной теме о чем человек думает.Вот, поэтому и рекомендуют заниматься моделированием кого-то другого, а себя в последнюю очередь.Попробую раскрыть тему шире. (да, я полный дилетант в этом вопросе, в своем жж, я бы поставил тег "бред").Но, в моем сообщении такого тега нет....Поэтому можно угадывать какие метафоры представляло тело или дорожка Дарвину,По-Дилтсу дарвиновская дорожка есть метафора процесса эволюции. Вот на этом можно ставить тег "бред".но полагаю, что это будет бесполезно, если думать о чем-то другом.хмИ может быть полезно только в случае, если: нервная система у всех абсолютно одинакова (то есть движения тела всегда вызывают тоже самое) + ходить там же + видеть и слышать тоже самое + думать о том же.Нервная система у всех одинакова.Наверное, можно и упростить, но для начала надо хотя бы воспроизвести :)Для начала, было бы хорошо выражать более лаконичные идеи.ЗЫ. Скажите, я не отнимаю у вас время своими дилетантскими размышлениями?Не дилетанскими, но длинными.
Ну если вкратце, то определенные движения должны активизировать определенные нейронные последовательности и только если эти пути пересекаются с тем, о чем мы думаем, тогда есть эффект. Иными словами дорожка Дарвина может не пригодиться для конструирования какого-нибудь аэроплана, поэтому подходить в каждом конкретном случае движение-мысли надо индивидуально.>> Читая это описание, легко представить себе Дарвина, погруженного в свои мысли, бредущего по своей песчаной дорожке и обдумывающего различные вопросы теории эволюции и естественного отбора."Думать об эволюции" - слишком общая тема. Мне кажется, тут важнее в каком ключе человек рассуждает, думает ли он о движении, о борьбе, прокручивает ли цепочки питания в голове, все это должно иметь значение.
интересно, как это хорошо укладывается с "рефрейминг + аутентичное движение", о котором я писал намедни...вообще - да, движение как источник мыслей, это 100% подтверждается моим собственным опытом и наблюдениями. и можно тут поразмышлять в двух интересных направлениях - а. что это значит для организации офисной работы (т.н. "сидячей") б. о чем на самом деле медитативные практики, предполагающие длительную неподвижность
Наому Хомскому даже и в страшном сне не снилось прорисовать связь своих глубинных структур с архаическими двигательными паттернами наших эволюционных предковможет, и зря?потому что лингвистика воспринимается как "упражнение ума"а содержание ума - по обсуждающемуся тут - связано с двигательными паттернамидо психолингвистики додумались, теперь интегрировать лингвистику с физиологией - вот это был бы прорыв!
Ну если вкратце, то определенные движения должны активизировать определенные нейронные последовательности и только если эти пути пересекаются с тем, о чем мы думаем, тогда есть эффект. Иными словами дорожка Дарвина может не пригодиться для конструирования какого-нибудь аэроплана, поэтому подходить в каждом конкретном случае движение-мысли надо индивидуально.(1) Должен вас разочаровать. "Дорожка Дарвина" годится для решения любых ментальных задач. В том числе и для конструирования аэроплана.(2) Что же касается индивидуальной настройки на использование "дорожки", так это дело чисто техническое. У кого-то "дорожка" может быть не настроена совсем или не настроена на отдельные задачи. Но это так или иначе преодолевается/настраивается.--"Читая это описание, легко представить себе Дарвина, погруженного в свои мысли, бредущего по своей песчаной дорожке и обдумывающего различные вопросы теории эволюции и естественного отбора."--"Думать об эволюции" - слишком общая тема. Мне кажется, тут важнее в каком ключе человек рассуждает, думает ли он о движении, о борьбе, прокручивает ли цепочки питания в голове, все это должно иметь значение.Автор своею фразой пытался превратить аллегорию представлений "о длящемся времени" в метафору "путь эволюции". Если бы ему это удалось, он бы предложил спекуляцию, сливающую в одно два "пути":--путь эволюции--путь/маршрут прогулки
интересно, как это хорошо укладывается с "рефрейминг + аутентичное движение", о котором я писал намедни...да, совмещается очень основательно.вообще - да, движение как источник мыслей,Движения и есть форма существование мыслей. Форма, а не источник. Ну, можно так смягчить: движение есть интерфейс мыслей. Всех мыслей с изоморфным их отражением.вообще - да, движение как источник мыслей, это 100% подтверждается моим собственным опытом и наблюдениями.такие вещи лучще подтверждать на опыте другихи можно тут поразмышлять в двух интересных направлениях - а. что это значит для организации офисной работы (т.н. "сидячей")мы говорим о "движениях" в самом общем виде. у полносидящих офисных работников первая проблема не дефицит макро движений, а бардак в микро движениях. бардак вместо порядка. на фоне отсутствия/недостатка макро движений потребный порядок в микро движениях становится сверх актуальным. вот такие тезисы.б. о чем на самом деле медитативные практики, предполагающие длительную неподвижностьникакая медитация не может полностью устранить всех движений.хорошая медитация не тормозит, но ОСТАНАВЛИВАЕТ действие двигательных паттернов/шаблонов.всяческие аутентичные движения напротив провоцируют выход двигательных шаблонов с обещание их осознать и изменить. нифига.сходная дилемма помножает на ноль эффективность разнообразия гештальт техник по отреагированию. от переработки тени до проективных кресел.
--Наому Хомскому даже и в страшном сне не снилось прорисовать связь своих глубинных структур с архаическими двигательными паттернами наших эволюционных предков--может, и зря?Я ДУМАЮ ТАК что - зря :)--потому что лингвистика воспринимается как "упражнение ума"--а содержание ума - по обсуждающемуся тут - связано с двигательными паттернамихмдо психолингвистики додумались, теперь интегрировать лингвистику с физиологией - вот это был бы прорыв!да, из-за приличного уровня формализации глубинных структур трюк перемоделировать под них иерархические паттерны движений вполне реализуем. поскольку, часть этих паттернов являет собою врожденные двигательные рефлексы - появилось бы наконец обоснование под "глубинные=врожденные". но, "на коленке" таких вещей делать не буду из принципа. :) только в рамках среднебюджетного типа гранта.
Просто опыт двигательных паттернах и формировании восприятия.Интересно, как галлюционирование отражается на двигательных паттернах (ДП). А имею в виду, что скорее всего галлюционирование отражается и на ДП, как резальтат, после этого тренеры говорят, что с такой осанкой Билл Гейтс, действительно больше не может занимать управляющее место.Здесь интересный момент, что какие-то ДП замечены и отфиксированны, но я бы сказал не протестированы должным образом. в примере с той же прямой спиной -- это в общем-то ничего не дает, когда ходишь с прямой спиной, только еще более неудобно себя чувствуешь.Т.е. скорее всего есть более эээ точные/подробные описания перехода к нужному состоянию через ДП, некоторой частью для конкретного человека это связанно с естественными якорями, с другой его собственным ДП-и как его выборами/аттракторами состояний для этого человека.С другой же стороны вполне могут быть ДП для формирования таких состояний как аптайм. М.б. они могут научаться не совсем сознательным путем для человека, а скорее через простое копирование некоторых движений в сочетании с некоторой мыслительной деятельностью.Здесь сразу же следует заметить, что на этом пути достаточно много тупиков, таких как: желание просто скопировать форму, некоторое поверхностное состояние, которое только признаки более глубокого состояния/процесса.
а кстати, интересно, что же такое может быть глубинной структурой для двигательных паттернов. Есть ли для двигательных паттернов генерализации, упущения, просто трансформации.Что такое язык -- некая система для передачи опыта людей между поколениями.Но двигательный паттерн это что-то, что нужно сделать (весьма конкретное) человеку, т.е. здесь наблюдаем существование цепей обратных связей. Из чего можно предположить, что информация в известной степени обобщается, но не в самом движении, а на цикле обратной связи. Если попробовать точнее сказать, то можно применить метафору, что как бы мог организм эффективно предсказывать если бы он вносил возможно и случайные изменения в возбуждение движения, очевидно все эти возмущения должны попадать в цепь обратной связи и таким образом корректируются, а само движение есть уже результат эээ чистого (насколько это возможно в стохастических внешних средах) направления. Т.е. существо должно точно сделать что-то чтобы потом с минимальными неизвестными откорректировать свои дальнейшие действия.В то время как в языке складывается ситуация, когда контекст как бы разделяется несколькими говорящими. Т.е. есть многочисленные ситуации разделения контекста говорящими что и приводит к возможности генерализации.Кстати, м.б. Бендлер и прав, что обучение человека и механизмы языка используют одинаковые принципы, но причины, по которым используются одни и теже принципы могут существенно отличаться.
это вытекает из самой сущности языка. язык не непосредственное воздействие на другого, а именно что-то, что разделяет и один и другой говорящий. причем с уровнем сложности организации (звук->слово->предложение) возрастает и вероятность неточного разделения контекста, что приводит к тому, что ну разных уровнях по разному(с разной эффективностью) работают механизмы преобразования и даже появляется глубинная структура т.к. что-то перестает разделяться разными людьми.
Просто опыт двигательных паттернах и формировании восприятия.Движение_восприятие есть единая неделимая система. Это важно все время удерживать в уме. М.б. мы сделаем это одной из базовых пресуппозиций Моделирования:
Интересно, как галлюционирование отражается на двигательных паттернах (ДП). А имею в виду, что скорее всего галлюционирование отражается и на ДП, как результат, после этого тренеры говорят, что с такой осанкой Билл Гейтс, действительно больше не может занимать управляющее место.Хм, БГ занял бы управляющее месте с любой осанкой, ибо это были действия паттернов политики, а не паттернов движений :)Здесь интересный момент, что какие-то ДП замечены и отфиксированны, но я бы сказал не протестированы должным образом. в примере с той же прямой спиной -- это в общем-то ничего не дает, когда ходишь с прямой спиной, только еще более неудобно себя чувствуешь.(1) Прямая спина есть только вершина айсберга некоей системы динамических/статических паттернов тела. (2) Но, даже если брать осанку отдельно. Общее положение позвоночника в терминах выпрямленности-согнутости определяют вдоль_позвоночниковые мышечные системы (В_ПМС). В_ПМС обладают инвариантным свойством функциональной "вложенности" одних более мелких мышечных систем в более протяженные МС.(3) Дискомфорт от выпрямления спины может определяться тремя типами причин:--патологией--неправильными/неэффективными паттернами, использованными для выпрямления--переходными процессами
Т.е. скорее всего есть более эээ точные/подробные описания перехода к нужному состоянию через ДП, некоторой частью для конкретного человека это связанно с естественными якорями, с другой его собственным ДП-и как его выборами/аттракторами состояний для этого человека.Это точно так.С другой же стороны вполне могут быть ДП для формирования таких состояний как аптайм. М.б. они могут научаться не совсем сознательным путем для человека, а скорее через простое копирование некоторых движений в сочетании с некоторой мыслительной деятельностью.Более того, есть и мышечный аналог аптайм. В опенмета мы про это где-то писали. Зрительный аптайм. Слуховой аптайм.Двигательный АПТАЙМ (ДА). Причем последний и есть НАСТОЯЩАЯ основа для так называемого "аутентичного движения" (АД). АД не есть какие-то "художественные" движения, или там какие "спонтанные" или весь это перфомансный бред. АД есть ДА. Но, ничего, доберемся и до этого.Здесь сразу же следует заметить, что на этом пути достаточно много тупиков, таких как: желание просто скопировать форму, некоторое поверхностное состояние, которое только признаки более глубокого состояния/процесса.Есть и более серьезные причины по этим темам попасть в тот или иной тупик.
а кстати, интересно, что же такое может быть глубинной структурой для двигательных паттернов. Есть ли для двигательных паттернов генерализации, упущения, просто трансформации.(1) Я поставил вопрос какие двигательные паттерны (ДП) могут быть основой языковых ГС.(2) Ты поставил другой вопрос - есть ли среди всех ДС свои ДС_ГС. Ответ - да такие ДС_ГС есть и мы на некоторые из них уже указывали и называли их "теневыми паттернами" (теневыми ДП или ТДП), например:
(3) Ну, конечно, ДС_ГМ есть много. И ТДП есть много много.(4) Но не все ТДП есть ДС_ГС. И не все ДС_ГС есть ТДП. Т.е. это только лишь частично перекрывающиеся множества. При этом множество ТДП более мощное.
Что такое язык -- некая система для передачи опыта людей между поколениями. Но двигательный паттерн это что-то, что нужно сделать (весьма конкретное) человеку, т.е. здесь наблюдаем существование цепей обратных связей.(1) РОСТ. Ну, ты не берешь в рассчет, что часть ДП есть врожденная и приводится в действие по мере роста организма.(2) РАЗВИТИЕ. Другая часть полу_врожденная и приводится в действие при условии активации нужного обучения в соответствующий критический период развития всей ДС.(3) ОБУЧЕНИЕ. Третья часть приводится в действие чистым обучением. Будет обучение - будут ДС. Не будет - не будет.
Из чего можно предположить, что информация в известной степени обобщается, но не в самом движении, а на цикле обратной связи. Если попробовать точнее сказать, то можно применить метафору, что как бы мог организм эффективно предсказывать если бы он вносил возможно и случайные изменения в возбуждение движения, очевидно все эти возмущения должны попадать в цепь обратной связи и таким образом корректируются, а само движение есть уже результат эээ чистого (насколько это возможно в стохастических внешних средах) направления. Т.е. существо должно точно сделать что-то чтобы потом с минимальными неизвестными откорректировать свои дальнейшие действия.Это ты пытаешься самостоятельно описать схему:
В то время как в языке складывается ситуация, когда контекст как бы разделяется несколькими говорящими. Т.е. есть многочисленные ситуации разделения контекста говорящими что и приводит к возможности генерализации.Среди всех ДП есть и специальные для ДП для коммуникативной экспрессии. Многие ТДП (аналоговые и цифровые) свободно считываются на около сознательном/подсознательном уровне восприятия.Кстати, м.б. Бендлер и прав, что обучение человека и механизмы языка используют одинаковые принципы, но причины, по которым используются одни и теже принципы могут существенно отличаться.Мне кажется/я так думаю - это так и есть.
это вытекает из самой сущности языка. язык не непосредственное воздействие на другого, а именно что-то, что разделяет и один и другой говорящий.язык ест и непосредственное, и опосредованное конвенцией/культуройпричем с уровнем сложности организации (звук->слово->предложение) возрастает и вероятность неточного разделения контекста, что приводит к тому, что ну разных уровнях по разному(с разной эффективностью) работают механизмы преобразования и даже появляется глубинная структура т.к. что-то перестает разделяться разными людьми.ну, сколько я это немного понимаю, ГС языка существует изначально, а не появляется потом.
(4) Системная природа человека на уровне телесных движений являет собою иерархические системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека, и которые в самом общем охвате еще никто так и не описал.И у метапрактика - тоже нет такого описания?Интересно, каким должно быть это описание - на какие вопросы должно отвечать; или, как понять, что разработано/найдено именно искомое описание, по каким критериям?Какой упорядочивающий принцип иерархии предполагается в требуемом описании "иерархических систем двигательных паттернов"?
--(4) Системная природа человека на уровне телесных движений являет собою иерархические системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека, и которые в самом общем охвате еще никто так и не описал.--И у метапрактика - тоже нет такого описания?Метапрактик создал впервые вариант такого описания в рамках решения задач моделирования тайцзи:
2 Программно/алгоритмическая компонента модели тайцзиПрограммно/алгоритмическая компонента данной модели описывает:-- так называемые "теневые" двигательные паттерны (2.1), составляющие двигательную базу тайцзи в терминологии модели моделированияMorphologicPattern - МultipleСyclePattern (модель МР-MCP)http://community.livejournal.com/metapractice/52179.html(из обсуждений материла WHISPERING IN THE WIND)(Моделирование двигательных навыков)http://community.livejournal.com/metapractice/59029.html--биомеханику базовых упражнений и так называемых "форм тайцзи" (2.2) в терминах суставно-связочной (ограничительной) позиционной системе координат (ССПК).2.1 Теневые двигательные паттерны тайцзи (морфологические и циклические)2.1.1 Паттерн движение (плавания) беспозвоночного организма в водной среде2.1.2 Паттерн движения (проталкивания) беспозвоночного организма в плотной среде2.1.3 Паттерн движения змеи2.1.4 Паттерн движения с опорой на четыре конечности (вектор перемещения параллелен позвоночнику)2.2 Координаты базовых упражнений и форм тайцзи в терминах суставно-связочной (ограничительной) позиционной системе координат (ССПК).2.2.1 ССПК базовых упражнений2.2.2 ССПК форм тайцзиhttp://community.livejournal.com/metapractice/72108.html?thread=906412#t906412
Интересно, каким должно быть это описаниеПриведенный выше пример являет только один пример из множества возможных примеров таких описаний. Но, весьма наглядный.- на какие вопросы должно отвечать;на вопросы конкретного языка описания движений. в терминах функциональной феноменологии и паттернования комплексов движенийили, как понять, что разработано/найдено именно искомое описание, по каким критериям?рамки для таких "пониманий" задает каждый раз выбранных функциональный контекст реализации двигательных паттернов. он максимально общий как в примере с тайцзи: филогенетические паттерны движений в основных средах обитания и на опорной поверхностиКакой упорядочивающий принцип иерархии предполагается в требуемом описании "иерархических систем двигательных паттернов"?Упорядочивает отдельные части иерархической системы паттернов не произвольные теоретические соображения, но биомеханические закономерности. Биомеханические закономерности/свойства каждой вложенной в общий паттерн отдельной системы либо делают возможным сочетаемость, либо нет.В контексте вышесказанного бывает очень смешно смотреть на какие-то продвинутые навороченные современные анимации, которые "на экране" синтезируют совершенно уродские и невозможные в природе системы движений.
Спасибо за ответы, увы, они мало помогли. Собственно, вот о чём я хотел сказать:Системная природа человека на уровне телесных движений являет собою иерархические системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека, и которые в самом общем охвате еще никто так и не описал.У меня ещё в детстве была возможность прочесть книгу Николая Бернштейна (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернштейн,_Николай_Александрович - ссылку надо скопировать целиком) "О ловкости и её развитии". Она представляет из себя научно-популярный, очень легко и с удовольствием читающийся анализ ловкости на основе, насколько я могу понять фразу, именно "описания иерархической системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека":
В 1947 г. вышла монография Н. А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня — его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен их вырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.Выше уровня D лежит группа уровней Е. Н. А. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.http://www.psylist.net/persona/bernhteyn.htm
Спасибо за ответы, увы, они мало помогли.В том что я описываю нет ничего сложного. Но эти вещи требуют буквально определенного настороя восприятия. Без него все превращается в загадку.--Собственно, вот о чём я хотел сказать:--Системная природа человека на уровне телесных движений являет собою иерархические системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека, и которые в самом общем охвате еще никто так и не описал.--У меня ещё в детстве была возможность прочесть книгу Николая Бернштейна (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернштейн,_Николай_Александрович - ссылку надо скопировать целиком) "О ловкости и её развитии". Она представляет из себя научно-популярный, очень легко и с удовольствием читающийся анализ ловкости на основе, насколько я могу понять фразу, именно "описания иерархической системы двигательных паттернов, на которые способно тело человека":Я знаю эту книгу. Я ее читал. Я над ней много думал во времена задолго до знакомства с НЛП. Дело в том, что в школе я много занимался моторными занятиями: балетом, фехтование, легкой атлетикой. Так что, такие слова спустя многие многие годы воспринимаются мной как очень понятные и близкие. Центральное же понятие - ловкость - отмоделированное Б. из общечеловеческого опыта - это вообще с моей точки зрения предтеча/реализация полновесного нейро-лингвистического моделирования:Определение качества ловкости нужно не «открыть», а построить. Для того же, чтобы в подобном определении было какможно меньше упомянутой условности и произвольности, следуетстремиться к соблюдению нескольких общих правил.Во-первых, правильно построенное определение такого понятия, как понятие ловкости, должно возможно лучше и ближе«вязаться» с общепринятым его пониманием, утвердившимсяв языке. Чутье языка и смысла слов очень высоко развито у каждого человека по отношению к его родному языку, и ему тотчасже резнет ухо каждое неправильное словоупотребление. И научное определение нужно построить так, чтобы оно как можноточнее вписалось в то несколько расплывчатое по очертаниям,но совершенно ясное в своей основе понимание слова, котороеесть у каждого из нас.
В 1947 г. вышла монография Н. А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.Да. Но, все же в целом подход Б. к изучению движений в итоге становится чисто научным, поэтому идея задействования в движении всех уровней нервной системы есть уже чисто научная и практике с нее никакого толка. Опять резко с моей стороны? Да, резко, но что сделаешь.Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.Да, это все уже из учебников - вошло в учебники. Это я формально изучал и в пединституте, и на психфаке. У Анохина аналогичных построений еще больше. Но, для моделисткого подхода это уже все "мимо".Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня — его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.Ни о чем.Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен их вырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.Ну, что-то чуть-чуть теплится.Выше уровня D лежит группа уровней Е. Н. А. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.http://www.psylist.net/persona/bernhteyn.htmМожет быть поэтому.
Книга "О ловкости и ее развитии.":http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BERNSHTEYN_Nikolay_Aleksandrovich/_Bernshteyn_N._A..htmlАга, отлично. У меня ее электронной версии не было.Вот, наугад почти по порядку надергал из нее интересных для моделирования оглавлений. Глядя на них возникает впечатление о "модельности" мышления Б. Но при углублении в то что он пишет под этими заглавиями видно, как грань между модельным взглядом в его подходе/мышлении и классически научным превращается в непреодолимый барьер:Как преодолеваются избыточные степени свободы?Что называется координацией движений?Мышечно-суставное чувство и его помощникиО происхождении движенийОборона или наступление?Освоение поперечнополосатой мышцыСенсорные коррекцииО построении движенийМозговой небоскребСписки движений и фоновые уровниУровни построения движенийУровень тонуса (А)Уровень мышечно-суставных увязок (В). Его строениеУровень пространства (С). Его строениеЧто такое пространственное поле?Движения уровня пространстваУровень действий (D). Что такое действия?Основные свойства уровня действийУровень действий. Коррекции и автоматизмыО видах ловкостиРазновидности действийОб упражнении и навыкеЧто представляет собою двигательный навык?Построение двигательного навыка.А. Ведущий уровень и двигательный составПостроение навыка.Б. Выявление и роспись коррекцийПостроение навыка.В. Разверстка фоновПостроение навыка.Г. Автоматизация движенийПостроение навыка.Д. Срабатывание фоновых коррекцийПостроение навыка.Е. СтандартизацияЛовкость и ее свойстваЧТО делает ловкость?КАК действует ловкость?Главное зерно ловкостиЛовкость и инициативностьЛовкость и красотаХм. Начать что-ли анализировать эту книгу в нашем разделе "подвижное в подвижном". Да, и. Понятие ловкости в точности соответствует критерию "иерархическая система движений".
"Моделист старой школы" - старая школа это до НЛП или просто имеется в виду отдалённая по времени (больше полувека)?Я знаю эту книгу. Я ее читал.А вы согласны, что теория Бернштейна представляет из себя то самое "описание иерархических систем двигательных паттернов, на которые способно тело человека"?Я над ней много думал во времена задолго до знакомства с НЛП.Мне некоторые вещи в НЛП кажутся похожими на его идеи - правда у Бернштейна проработаннее:1) "формат состяния-стратегии в виде слоёв" (http://anonymouse.org/cgi-bin/anon-www.cgi/http://community.livejournal.com/metapractice/111361.html?thread=1615873#t1615873) напоминает мне соотношение фонового и ведущего уровней движения по Бернштейну.2) Дилтс в модели НЛУ пробует найти соответствия своим уровням в нейрологии:
3. Нейро-логические уровниДанные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической "цепи" в действие.Духовный: голографический -- нервная система в целомА. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -- глубинные функции жизнеобеспечения.Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) -- бессознательные реакции.В. Способности: корковые системы -- полусознательные действия (движения глаз, поза, и т.д.).Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) -- сознательные действия.Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система -- чувственные ощущения и рефлекторные реакции.Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛПhttp://lib.ru/NLP/dilts1.txt
Не знаю, насколько эта предлагаемая иерархия обоснованна с научной точки зрения.Центральное же понятие - ловкость - отмоделированное Б. из общечеловеческого опыта - это вообще с моей точки зрения предтеча/реализация полновесного нейро-лингвистического моделирования:Если и по сей день "паттернирование невербального" в NLP не проработано - то, получается, работа Бернштейна не предтеча/реализация, а как бы даже развитие NLP?
"Моделист старой школы" - старая школа это до НЛП или просто имеется в виду отдалённая по времени (больше полувека)?Ну да. Имеется ввиду "как если бы".--Я знаю эту книгу. Я ее читал.--А вы согласны, что теория Бернштейна представляет из себя то самое "описание иерархических систем двигательных паттернов, на которые способно тело человека"?Я согласен и сам кому хочешь докажу, что у Б. это ПОПЫТКА описывать иерархические системы двигательных паттернов. Очень сильная попытка.--Я над ней много думал во времена задолго до знакомства с НЛП.--Мне некоторые вещи в НЛП кажутся похожими на его идеи - правда у Бернштейна проработаннее:Проработаннее на языке научного описания.1) "формат состояния-стратегии в виде слоёв" (http://anonymouse.org/cgi-bin/anon-www.cgi/http://community.livejournal.com/metapractice/111361.html?thread=1615873#t1615873) напоминает мне соотношение фонового и ведущего уровней движения по Бернштейну.Ну, м.б. Но, снова придется повторять:-- что формат стратегии-состояния это был сделан намек. но он так и не был проработан до полноценной модели/моделей--фоновый/ведущий уровень у Б. есть полноценная научная идея и такое же нечто непроработанное на языке моделированияХм, метапрактик может доработать и формат стратегии-состояния, и фон/ведущее до полноценных моделей.2) Дилтс в модели НЛУ пробует найти соответствия своим уровням в нейрологии:3. Нейро-логические уровниДанные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической "цепи" в действие.Хм. :) Это даже не проба, и не попытка - это простое забалтывание. "Более глубокая вовлеченность" - круто :)Духовный: голографический -- нервная система в целомХи, хи, хи - "нервная система в целом" - крутая нейрология!А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -- глубинные функции жизнеобеспечения.Эх, это чистый измышленческий бред. Но, на секунду путь и так - а на какие сигналы будем ориентироваться?
Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) -- бессознательные реакции.Ну, это вообще уже бред. Убеждения не задейстствуют кору. Убеждения - это ОБЯЗАТЕЛЬНО кора + что-то еще.Вообще, можно сразу сформулировать для мистера Д.: КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ЛУ ЗАДЕЙСТВУЕТ ВСЮ ИЕРАРХИЮ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. На, каждом уровне ЛУ задействуется вся нервная система, но конкретные ПАТТЕРНЫ РАЗНЫЕ. Вот от этого и надо танцевать.В. Способности: корковые системы -- полусознательные действия (движения глаз, поза, и т.д.).Надо понимать, что начиная с 1983 года есть НЛП, которое развивается. А есть НЛП, которое занимается чистым сливом базовой идеи НЛП. Им последовательно и систематично занимается ДГ и РД.Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) -- сознательные действия.Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система -- чувственные ощущения и рефлекторные реакции. Роберт Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП http://lib.ru/NLP/dilts1.txtМне трудно понять психологию этих людей.Не знаю, насколько эта предлагаемая иерархия обоснована с научной точки зрения.Да, нынешняя наука вам обоснует все что только можно.--Центральное же понятие - ловкость - отмоделированное Б. из общечеловеческого опыта - это вообще с моей точки зрения предтеча/реализация полновесного нейро-лингвистического моделирования:--Если и по сей день "паттернирование невербального" в NLP не проработано - то, получается, работа Бернштейна не предтеча/реализация, а как бы даже развитие NLP?ДА! Совершенно верно! На полном серьезе. Но это и не удивительной. В той самой прямой переписке с ДГ мы выяснили, что он ничего не знает о кортико-висцеральных рефлексах - самой прямой нейрологии под модель шестишагового рефрейминга. Мы не мудрствовали лукаво - мы перевели ему раздел большой советской на данную тему. Не знал он ничего и об ENS . И о зеркальных нейронах. Или делал только вид. Что-то изменило в его оценках первого кода? А ничего! И вот тогда я меня возникло полное понимание/уверенность, что первый код он просто сливает. Сейчас это можно доказать буквальным анализом. Даже поверхностные его прикидки впечатляют. А там далее есть и прямые "заявления" типа лавочка закрывается.http://community.livejournal.com/bukvalizm/34044.htmlМеня честно, от всего этого просто воротит.
--поиск по блогам показал, что Бернштейн почти появлялся в ОпенМете:http://greenogr.livejournal.com/24370.html?thread=66866--Только не "тупым числом повторений движений", а числом повторений движений осознанных.Мы слишком по-разному понимаем что есть "осознанное движение". Да и вообще - "осознанное".
Я знаю эту книгу. Я ее читал. Я над ней много думал во времена задолго до знакомства с НЛП.Со всем уважением, вы всё же читали что-то другое:
Книга создавалась в конце 1940-х годов. Но свет не увидела: ее автораобвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженаучныхтеорий и книгу к производству не допустили. И вот теперь работаэта впервые попадает в руки читателей. Хотя со времени ее написанияминуло более четырех десятков лет, она современна и во многом по-прежнему оригинальна.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт,1991.
--Я знаю эту книгу. Я ее читал. Я над ней много думал во времена задолго до знакомства с НЛП.--Со всем уважением, вы всё же читали что-то другое:Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.Да, причем здесь уважение. Я не могу в точности вспомнить, что я мог читать между 68-71 годом издания. Но, в отношении приведенной тобою книги у меня полное (ложное) ее узнавание. Но ее материалы готовились:"Книга создавалась в конце 1940-х годов":
1. Общая биомеханика, М., 1926;2. Очередные проблемы физиологии активности// Проблемы кибернетики. Кн. 6, М., 1961;3. Пути и задачи физиологии активности// Вопросы философии7.- 1961.- №6;4. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М., 1966;
Мы слишком по-разному понимаем что есть "осознанное движение". Да и вообще - "осознанное".Надеюсь, метапрактик разграничивает "осознанное" и "сознательное".
Да, причем здесь уважение.Для ясности.Но, в отношении приведенной тобоюБрудершафт.у меня полное (ложное) ее узнавание.Распространение идей Бернштейна в разных формах, конечно, имело место. Были и периоды популяризации, и гонений:
Создателем теоретической основы современной биомеханики - учения о двигательной деятельности человека и животных можно по праву считать Николая Александровича Бернштейна (1896-1966)[9]...Важно отметить, что в учебнике "Физиология человека"[12], изданном в 1946 г. (под ред. М.Е. Маршака), уже полностью представлено учение Н.А. Бернштейна о координации движений, без которого невозможно и представить современную биомеханику[13].http://ru.wikipedia.org/wiki/Биомеханика
Вся теория И.Э.Коха при написании его фундаментального учебника по «Основам сценического движения», базировалась на пяти уровнях построения движения Н.А. Бернштейна. Книга (скорее черновой ее вариант) была написана в 40-е годы, но в печать не вышла. Случилось непредвиденное. <...> Н.Бернштейн попал под удар <...> Все, кто был как-то причастен к этой личности, дружил с ним, похвально отзывался о его трудах или использовал его научные достижения в своих работах – подвергался гонениям. <...> После смерти Сталина для Бернштейна наступила «оттепель» <...> В эти годы И.Э.Кох приступает к восстановлению своей книги. <...> Чтобы опять не случилась какая-нибудь оказия, Кох уже нигде не упоминает имя физиолога Н.А. Бернштейна, видно страх гонений сохранился у него до самых последних дней. Была ли это сделка с совестью или это был просто мудрый шаг мэтра к осуществлению мечты своей жизни?http://community.livejournal.com/tratr/51476.html
1. Общая биомеханика, М., 1926;2. Очередные проблемы физиологии активности// Проблемы кибернетики. Кн. 6, М., 1961;3. Пути и задачи физиологии активности// Вопросы философии7.- 1961.- №6;4. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М., 1966;Очерки?Надо учитывать, что остальные работы Бернштейна, как я понимаю, сугубо научные - и написаны соответствующим языком. Например:
--Да, причем здесь уважение.--Для ясности.Понятно.--Но, в отношении приведенной тобою--Брудершафт.Реакция на скользящее "ты"?--у меня полное (ложное) ее узнавание.--Распространение идей Бернштейна в разных формах, конечно, имело место. Были и периоды популяризации, и гонений:Мне не надо рекламировать Берштейна - я его дважды в своих двух с половиной образованиях по полной учил. И экзамены сдавал.учение Н.А. Бернштейна о координации движений, без которого невозможно и представить современную биомеханику[13]. http://ru.wikipedia.org/wiki/БиомеханикаА вот с этим - не согласен. Бернштейн/Анохин выставляются в виде теоретической подложки настоящей биомеханики. Но только - теоретической. Ни в парадных научных трудах, ни в том лирическом, который вы подарили, - в них практически нет ничего строго "биомеханического. Не согласны - три примера за вами.Вся теория И.Э.Коха при написании его фундаментального учебника по «Основам сценического движения», базировалась на пяти уровнях построения движения Н.А. Бернштейна.Теория Коха ободится с описанием движений так же как китайская традиция - в основе все же метафорические описания.Н.А.Бернштейн. Физиология движений и активностьhttp://flogiston.ru/library/bernsteinНу да.Но, главный факт - ни NLP, ни опенмета, ни метапрактик разработанными Бернштейном уровнями построения движений не воспользовались.Еще раз - уровни построения движений по Бернштейну очень похожи на нейрологические уровни Дилтса - это научные аллегории. Чтобы ими воспользоваться - по ходу/для моделирования - их надо дорабатывать в модели. И работы в такой доработке - ровно суп из бернштейновского топора варить. Лично я для себя не вижу целесообразность в выполнении такой работы. Если такую работу помогать кому-то из метапрактиков проделать - это вполне выполнимо. Вот и все.