Строго говоря, сам рабочий термин отзеркаливание очень неправильный, ибо он подчеркивает начальную техническую сторону процесса, но часто его понимают именно как указание на содержание процесса, что-то вроде: происходит отзеркаливание, потом еще отзеркаливание, потом еще... и т.д. В термине содержится ложная пресуппозиция, которая в ходе спонтанных процессов самомоделирования ограничивает и, даже, делает невозможным доступ к феноменам и паттернам отзеркаливания.Разбираюсь с феноменом раппорта, его обнаружением и наведением. Чтобы выйти за границы модели "подстройка и ведение".Предлагаю в качестве уважения к бессознательному более адекватное название: многоуровневая/параллельная подстройка и ведение. Потому что чрезмерно подстраиваясь к одному движению/сигналу, можно упустить другое, более решающее для продолжения раппорта движение/сигнал: Картина Репина "Припыли" - всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли :)Может стоит ввести такую инструкцию для раппорта: если по выбранному для осознавания сигналу не наступает раппорта, переключаться на работу с другим сигналом, предполагая что предыдущая работа будет как-то сама развиваться.Еще интересно классифицировать сигналы для раппорта по их силе (скорости ответа, влияния), чтобы иметь свои надежные алгоритмы раппорта:В начале мне кажется идет голос (в ситуации общения):- громкость голоса- скорость голоса- моргание- направление взгляда в значимые места тела и обстановки (кстати, это получается не прямое отзеркаливание, и не перекретсное, а какое-то инвариантное(!) отзеркаливание - это важно, что такое есть)- дыханиеПро феномен ведения: как по мне так это полная фигня, когда в книгах предлагают почесать левую пятку чтобы проверить, не повторит ли за вами человек это движение. Другой человек повторит моё движение, если я предвосхитил его базовую потребность - сменить позу, оглянуть окрестности, взять стакан воды от скуки, почесаться. По-моему раппорт пляшет именно от таких прямых потребностей, а не от абстрактного отзеркаливания.Делать отзеркаливание абстрактно, не вплетая его органично в свою деятельность - это мешать своему Субстрату. Если вася махает ручкой в которой детский ножик, то я не буду стоя рядом с ним махать бессмысленно пустой рукой :)Раппорт - это когда бессознательное Чарли замечает у Боба информационную избыточность (например Боб хорошо знает эту обстановку или просто знает что хочет) и начинает её использовать как источник информации, как комлексный инвариант среды материальной и среды коммуникативной.Наверное можно выделять уровни раппорта. Сначала базовый, затем более комплексный и высокоуровневый. Один может базироваться на другом, но может быть и нет.
В отличие от многих других моделей, по поводу я раппорта я в некоторой растерянности, которая лишь понемногу становится четче.Ну вот мы и пытаемся понемногу на вопрос "Как" отвечать, надеюсь что и если у вас по этому поводу будут идеи, вы ими поделитесь с сообществом. И я здесь тоже буду развивать понемногу эту тему в данном топике.Один из многих возможных ответов на ваш-наш вопрос "Как?" - это осуществлять раппорт по голосу, потому что голос - это комплексная характеристика многих параметров, которую мы интуитивно может имитировать.
отслеживать все параметры голоса одновременно - громкость, скорость, тон, паузы, ритм дыхания, наклон головы (тоже влияет на голос) и т.д. просто нереально, так как слишком много всего.просто подстраиваться к человеку по этим параметрам, перебирая один за другим, лично мне кажется неэффективным, механистичным, так как идет подстройка от внешнего к внутреннему.лучше потратить некоторое время, чтобы понять, в каком состоянии находится человек, почувствовать его целиком, "вчувствоваться" в него и вызвать в себе это состояние. грубо говоря. если ему весело - развеселиться, если грусно - немного погрустить. тогда будет намного более мощный раппорт, более конгруэнтный, так как многие параметры изначально будут такие-же как у человекаа уже дальше, по ходу общения, можно уделить внимание отдельным параметрам, отслеживать отдельные параметры, такие, как ритм, скорость и т.д. для расширения и углубленияпричем я не уверен, что есть надежные алгоритмы раппорта для всех. кому-то проще подстроиться под голос (уровень поведения), кому-то под логику (уровень убеждений). все очень индивидуально и только пробуя разные стратегии с разными людьми можно определить для себя самые эффективные.причем не факт, что эти стратегии потом будут применяться осознанно ;))
отслеживать все параметры голоса одновременно - громкость, скорость, тон, паузы, ритм дыхания, наклон головы (тоже влияет на голос) и т.д. просто нереально, так как слишком много всего.Да, и правда много всего, поэтому и хочется разобраться что и когда делать осознанно, а что отправлять в автоматический режим.А я в повседневной жизни то и дело слышу, как люди автоматически перенимают голос другого человека вместе со всеми его характеристиками, я именно про это. Про имитацию в которой мы автоматически ухватываем целый набор параметров.просто подстраиваться к человеку по этим параметрам, перебирая один за другим, лично мне кажется неэффективным, механистичным, так как идет подстройка от внешнего к внутреннему.Да уж, перебирая - можно не успеть. А вот с точки зрения развития - было бы здорово- обнаружить 1-2 параметра которые мы в силу своих еще не развитых способностей почему-то не перенимаем даже при автоматической имитации- или обнаружить какие именно параметры предпочтительно проконтролировать в важной ситуации ИксТо есть здесь идет речь про поиск параметров голосовой подстройки, которые стоит протренировать, это как совет Шварценегера подкачать икроножные мышцы, а грудь накачается и так.лучше потратить некоторое время, чтобы понять, в каком состоянии находится человек, почувствовать его целиком, "вчувствоваться" в него и вызвать в себе это состояние. грубо говоря.Можно и так, я так иногда и делаю, особенно когда человек весел. А вот если кто-то грустный - я предпочту не вчуствоваться полностью, а отразить тихий голос, но без грустных интонаций.а уже дальше, по ходу общения, можно уделить внимание отдельным параметрам, отслеживать отдельные параметры, такие, как ритм, скорость и т.д. для расширения и углубленияТочно, вначале типично должна срабатывать автоматика, наработанная или природная, а вариации делаются после её включения. Тут, вроде, тоже есть пространство для развития: в каких ситуациях какую автоматику включить. У нас уже имеется одна автоматическая подстройка на работе, другая с родными, третья с прохожими на улице. Наверное можно развивать разный раппорт для разных контекстов, в которых у нас разные роли.причем я не уверен, что есть надежные алгоритмы раппорта для всех. кому-то проще подстроиться под голос (уровень поведения), кому-то под логику (уровень убеждений). Задумался про подстройку под логику: может ли быть подстройка под логику без каких-то важных параметров раппорта на в поведении?Сможет ли математик выслушать красивое доказательство любимой теоремы рассказанное истерическими интонациями?все очень индивидуально и только пробуя разные стратегии с разными людьми можно определить для себя самые эффективные.Индвивидульного разнообразия действительно много, тогда может есть смысл поискать что в этом разнообразии есть такого, что повторяется, может какие-то общие категории разнообразия раппорта. Кажется, нет личных стратегий эффективных всегда и везде - и выделить различные жизненные контексты общения в которых у нас срабатывает различный вид раппорта - это может быть шагом вперед.
"много всего, поэтому и хочется разобраться что и когда делать осознанно, а что отправлять в автоматический режим"что получается хорошо - требует все меньше внимания и само уходит в автоматический режим"А я в повседневной жизни то и дело слышу, как люди автоматически перенимают голос другого человека вместе со всеми его характеристиками, я именно про это."да, потому-что в жизни люди автоматически подстраиваются ЦЕЛИКОМ под человека, а не под его отдельные характеристики, например, голоса"Да уж, перебирая - можно не успеть. А вот с точки зрения развития - было бы здорово- обнаружить 1-2 параметра которые мы в силу своих еще не развитых способностей почему-то не перенимаем даже при автоматической имитации- или обнаружить какие именно параметры предпочтительно проконтролировать в важной ситуации Икс"я вижу пока один вариант - тренировка с "прокачиванием" только одной характеристики в один момент времени. то есть делаешь список всех характеристик и при разговоре (кстати можно и одному, используя диктофон) уделяешь внимание только тону голоса, или скорости речи. и только когда быстро и качественно сможешь это делать, то переходишь к следующей позиции по списку.а уже при живом общении тебе нужно будет только на секунду обратить внимание, "скорость речи, похоже, нужно слегка замедлиться", а сам механизм ускорения, замедления скорости, изменения тона, ты уже заранее отработаешь и нужно будет только откалибровать как именно нужно изменить и какой параметр. хотя эту функцию отслеживания отдельных параметров тоже можно сделать работающей на автомате :))
Многоуровневый раппортСтрого говоря, сам рабочий термин отзеркаливание очень неправильный, ибо он подчеркивает начальную техническую сторону процесса, но часто его понимают именно как указание на содержание процесса, что-то вроде: происходит отзеркаливание, потом еще отзеркаливание, потом еще... и т.д. В термине содержится ложная пресуппозиция, которая в ходе спонтанных процессов самомоделирования ограничивает и, даже, делает невозможным доступ к феноменам и паттернам отзеркаливания.Строго говоря, в настоящее время термин "отзеркаливание" делает прямое указание на основной нейрологический процесс/причину, который и определяет "физическую" сторону феномена отзеркаливания-раппорта на двигательном/поведенческом уровне:
Описание работы зеркальных нейронов является самой простой пресуппозицией процесса отзеркаливания, который происходит сам собою снова и снова, и снова и т.п.Таким образом, научное открытие зеркальных нейронов меняет содержание базовой пресуппозиции модели раппорта с той, по которой раппорт надо усиленной "делать", на другую, по которой раппорту надо "не мешать", ну, м.б. его надо "усиливать".
Мир, отраженный в зеркале– Профессор Риззолатти, чем зеркальные нейроны так отличаются от других клеток мозга? В чем их уникальность?– Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые активизируются не только когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими.http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/24/interview_rizzolatti/
Таким образом, научное открытие зеркальных нейронов меняет содержание базовой пресуппозиции модели раппорта с той, по которой раппорт надо усиленной "делать", на другую, по которой раппорту надо "не мешать", ну, м.б. его надо "усиливать". Самое интересно что раппорту надо "не мешать" излишним деланием раппорта. Получается, что настоящий раппорт - является практикой Неделания. А у практик Неделания - свои принципы, в данном случае:- раппорт усиливать если в коммуникации при выполнении работы с содержанием у нас есть *свободные ресурсы* для работы с процессом- навык раппорта отрабатывается *в отдельное* время, чтобы автоматически включаться в нужном контексте без загрузки сознания- важная пресуппозиция: раппорт УЖЕ есть, мы его всего лишь усиливаемпри отсутствии этой пресуппозиции раппорт превратиться в делание/создавания раппорта.PS Ехал в такси на переднем месте. Отзеркаливал водителя. Руками изображать руль не получалось, но довольное легко оказалось зеркалить повороты руля поворотами головы. А также движения головы водителя поворотами головы. При желании можно было работу с переключением скоростей зеркалить головой вверх-вниз, а нажатие на педаль приподниманием ноги на носке - ноги водителю видны. Вполне контекст для отработки навыка отзеркаливания. Но не ведения - пусть ведет водитель сам машину для безопасности :)
--Таким образом, научное открытие зеркальных нейронов меняет содержание базовой пресуппозиции модели раппорта с той, по которой раппорт надо усиленно "делать", на другую, по которой раппорту надо "не мешать", ну, м.б. его надо "усиливать".--Самое интересно что раппорту надо "не мешать" излишним деланием раппорта. Получается, что настоящий раппорт - является практикой Неделания.Погоди, так сразу рубить про практику неделания. Из знания о зеркальных нейронов следует, что раппорт есть/должен был бы быть постоянной составляющей коммуникации, даже сильнее - ее неотъемлемым свойством, которое эээ заспамливается существующими эээ привычками.А у практик Неделания - свои принципы, в данном случае:- раппорт усиливать если в коммуникации при выполнении работы с содержанием у нас есть *свободные ресурсы* для работы с процессомНу, это прости, общее место.- навык раппорта отрабатывается *в отдельное* время, чтобы автоматически включаться в нужном контексте без загрузки сознанияДа что вы так этого "сознания" боитесь! Вот из него жупел сделали :) Сознание сознанию рознь и еще никто не отменял цели/задачи развивать это самое сознание. Это же очень продуктивно/удобно: по мере развития сознания ему становятся доступны функции, которые прежде были совершенно не доступны/возможны. Как говорила Бетти Элис: то что для меня нормальное/обычное состояние сознания, то для вас будет глубоким трансом. И спустя годы, я ее хорошо ее понимаю.- важная пресуппозиция: раппорт УЖЕ есть, мы его всего лишь усиливаемпри отсутствии этой пресуппозиции раппорт превратиться в делание/создавания раппорта.Да погоди, в этом месте неделанием будет:-- простое вычисление того, что раппорт заспамливает--активные меры по предотвращению "этого"PS Ехал в такси на переднем месте. Отзеркаливал водителя. Руками изображать руль не получалось, но довольное легко оказалось зеркалить повороты руля поворотами головы.Я бы на твоем месте в целях личной безопастности никогда не зеркалил бы руки, ноги, голову водителя машины, в которой ты едешь. Я вполне серьезно и со знанием. Можешь не доехать.А также движения головы водителя поворотами головы.Нам надо для метапрактика найти особенный смайлик для поддержания экологии типа черепа с костями. И здесь бы я просто поставил череп.При желании можно было работу с переключением скоростей зеркалить головой вверх-вниз,И еще один.а нажатие на педаль приподниманием ноги на носке - ноги водителю видны.И еще.Вполне контекст для отработки навыка отзеркаливания.И еще.Но не ведения - пусть ведет водитель сам машину для безопасностиГрани между следованием и ведением очень расплывчаты.
Разбираюсь с феноменом раппорта, его обнаружением и наведением. Чтобы выйти за границы модели "подстройка и ведение".Ты неправильно относишься к простой, но важной модели следования-ведения. Т.е. я понимаю причины твоего отторжения этой простой модели. Причины простые, это моделька типа козла отпущения по причине того, что на нее нагружают функции, которые вовсе не в ее ведении. А что должно быть? А должен быть, и в этом ты совершенно прав, угадывая то что должно быть заявлением темы данного топика, должен быть целый холон взаимодействующих и этим взаимодополнительных моделей раппорта. А в этом холоне следование-ведение есть простенькое правило поверхностной организации тренировок и применений при неполной метанойе.
Предлагаю в качестве уважения к бессознательному более адекватное название: многоуровневая/параллельная подстройка и ведение. Потому что чрезмерно подстраиваясь к одному движению/сигналу, можно упустить другое, более решающее для продолжения раппорта движение/сигнал: Картина Репина "Припыли" - всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли :)(1) Пусть остается "раппорт" в качестве термина.(2) С движениями - разберемся.Может стоит ввести такую инструкцию для раппорта: если по выбранному для осознавания сигналу не наступает раппорта, переключаться на работу с другим сигналом, предполагая что предыдущая работа будет как-то сама развиваться.Если по выбранному сигналу раппорта не наблюдается, значит параллельно работает другой сигнальный процессинг, который глушит/спамит рабочий процесс.Еще интересно классифицировать сигналы для раппорта по их силе (скорости ответа, влияния), чтобы иметь свои надежные алгоритмы раппорта:В начале мне кажется идет голос (в ситуации общения):Голос это наше все. И мой голос пойдет вслед за вами и станет голосом ваших...- громкость голоса- скорость голосаМного много других свойств/характеристик.- моргание- направление взгляда в значимые места тела и обстановки (кстати, это получается не прямое отзеркаливание, и не перекрестное, а какое-то инвариантное(!) отзеркаливание - это важно, что такое есть)Сотни параметров эээ глазного раппорта.- дыханиеМир дыхания.
Про феномен ведения: как по мне так это полная фигня, когда в книгах предлагают почесать левую пятку чтобы проверить, не повторит ли за вами человек это движение. Другой человек повторит моё движение, если я предвосхитил его базовую потребность - сменить позу, оглянуть окрестности, взять стакан воды от скуки, почесаться.Ну, можно смотреть на это, как на предвосхищение потребностей, которые ты только от того и смог предвосхитить, что отзеркалил несколько лучше.А можно считать различные уровни двигательных паттернов, одни из которых конруэнтны и, за счет этого, взаимотестируемы следованием-ведением, а другие - нет.По-моему раппорт пляшет именно от таких прямых потребностей, а не от абстрактного отзеркаливания.Какое ж оно абстрактное. Оно очень даже конкретное, было бы умение им пользоваться. Им - двигательным интерфесом, который по сложности это вам не шутки.Делать отзеркаливание абстрактно, не вплетая его органично в свою деятельность - это мешать своему Субстрату. Если вася махает ручкой в которой детский ножик, то я не буду стоя рядом с ним махать бессмысленно пустой рукой :)Ну, на детский ножичек достаточно и одного движения бровей, а для настоящего важнее будут ноги.Раппорт - это когда бессознательное Чарли замечает у Боба информационнуюизбыточность (например Боб хорошо знает эту обстановку или просто знает что хочет) и начинает её использовать как источник информации, как комплексный инвариант среды материальной и среды коммуникативной.Раппорт это информационная избыточность. Хм, перспективная формулировка.Наверное можно выделять уровни раппорта. Сначала базовый, затем более комплексный и высокоуровневый. Один может базироваться на другом, но может быть и нет.Нет, типы и уровни раппорта мы будем определять "от" феменологии.
http://community.livejournal.com/metapractice/86663.html?thread=1147783#t1147783Один из многих возможных ответов на ваш-наш вопрос "Как?" - это осуществлять раппорт по голосу, потому что голос - это комплексная характеристика многих параметров, которую мы интуитивно может имитировать."Голос" это не комплексная характеристика, "голос" это номинализация. Не существует раппорта по "голосу". Сейчас распространено такое представление, что возможен раппорт по отдельным характеристикам/параметрам, в том числе и голоса.http://community.livejournal.com/metapractice/86663.html?thread=1149831#t1149831лучше потратить некоторое время, чтобы понять, в каком состоянии находится человек, почувствовать его целиком, "вчувствоваться" в него и вызвать в себе это состояние. грубо говоря. если ему весело - развеселиться, если грустно - немного погрустить. тогда будет намного более мощный раппорт, более конгруэнтный, так как многие параметры изначально будут такие-же как у человекаВчувствование в состояния и переживания дает результат, но:--ограничивает диапазон возможного разнообразия реагирования, ибо у оператора существуют свои собственные предпочтения и ограничения в доступных ему состояниях и переживаниях--маскирует основной факт существования внесодержательных паттернов "настройки на", которые автоматически учитываются через состояния и переживанияпричем я не уверен, что есть надежные алгоритмы раппорта для всех.Ежели бы таких надежных алгоритмов не было (утверждение), тогда бы не было возможности моделировать (вывод из утверждения).причем не факт, что эти стратегии потом будут применяться осознанно ;))Тема осознанности/интуитивности имеет совершенно разное раскрытие:--на уровне поискового моделирования--на уровне достижения оттренированности при овладении моделью--на уровне развитой метанойи владения навыкомhttp://community.livejournal.com/metapractice/86663.html?thread=1150343#t1150343--Да, и правда много всего, поэтому и хочется разобраться что и когда делать осознанно, а что отправлять в автоматический режим.--А я в повседневной жизни то и дело слышу, как люди автоматически перенимают голос другого человека вместе со всеми его характеристиками, я именно про это. Про имитацию в которой мы автоматически ухватываем целый набор параметров.Ухватывание целиком это замечательная возможность для практики. Но она не заменяет необходимость в моделировании, которое всегда будет искать в этом "целом" его "сердцевину".
Да уж, перебирая - можно не успеть. А вот с точки зрения развития - было бы здорово- обнаружить 1-2 параметра которые мы в силу своих еще не развитых способностей почему-то не перенимаем даже при автоматической имитации- или обнаружить какие именно параметры предпочтительно проконтролировать в важной ситуации ИксТо есть здесь идет речь про поиск параметров голосовой подстройки, которые стоит потренировать, это как совет Шварцнегера подкачать икроножные мышцы, а грудь накачается и так.Правильнее вести речь не о параметрах, а именно о ПАТТЕРНАХ.Задумался про подстройку под логику: может ли быть подстройка под логику без каких-то важных параметров раппорта на в поведении?А разве "логика" существует без ее эээ материальной поддержки/воплощения на уровне многих и многих и телесных/физиологических, и поведенческих процессов?Сможет ли математик выслушать красивое доказательство любимой теоремы рассказанное истерическими интонациями?Неправильный поворот вопроса. Сплошь и рядом звучание голосов математиков, особенно при озвучивании ими тем любимых теорем, ужасно. Такова расплата за профессиональную гиперактивацию левого полушария.все очень индивидуально и только пробуя разные стратегии с разными людьми можно определить для себя самые эффективные.Индвивидуального разнообразия действительно много, тогда может есть смысл поискать что в этом разнообразии есть такого, что повторяется, может какие-то общие категории разнообразия раппорта. Кажется, нет личных стратегий эффективных всегда и везде - и выделить различные жизненные контексты общения в которых у нас срабатывает различный вид раппорта - это может быть шагом вперед.(1) По-Бейтсону паттерн не может быть/иметь в качестве основного определение через численные выражения.(2) Хороша прописанный многоуровневый паттерн подобен/обладает свойствами систем классификации биологических объектов, в которых удивительно небольшим набором КАЧЕСТВЕННЫХ признаков описывается/классифицируется огромное число и общих, и частных/конкретных объектов.(3) Хорошо прописанный паттерн "раппорта" будет являться и достаточно обобщенным/универсальным алгоритмом, и, одновременно, иметь/позволять разнообразную индивидуальную настройку.http://community.livejournal.com/metapractice/86663.html?thread=1150599#t1150599я вижу пока один вариант - тренировка с "прокачиванием" только одной характеристики в один момент времени. то есть делаешь список всех характеристик и при разговоре (кстати можно и одному, используя диктофон) уделяешь внимание только тону голоса, или скорости речи. и только когда быстро и качественно сможешь это делать, то переходишь к следующей позиции по списку.Это весьма полезные маневры для предварительной тренировки в раппорте. Происходящее в ней не так уж и тривиально. Пока происходит сознательная концентрация на отдельной характеристике, делается более согласованной деятельность и подсознательных процессов, которые участвуют в построении раппорта.
Погоди, так сразу рубить про практику неделания. Из знания о зеркальных нейронов следует, что раппорт есть/должен был бы быть постоянной составляющей коммуникации, даже сильнее - ее неотъемлемым свойством, которое эээ заспамливается существующими эээ привычками.Заспамливается? Интересно вычислить, какими привычками.- личная телесная неконгруэнтность, игнорирование своих зажимов- привычка к чрезмерному ВД- привычка к жестким коммуникативным шаблонам, роли- кучей социальных пресуппозиций про игнорирование тела, про фовиальное зрение, про представление о своем Я, как о чем-то абсолютно независимом от внешнегоНадо попробовать у себя отмониторить, когда у меня начинается природное желание зеркалить.И еще попробую смотреть на другого человека как на свое отражение, это дает особый взгляд, буквально.
--Погоди, так сразу рубить про практику неделания. Из знания о зеркальных нейронов следует, что раппорт есть/должен был бы быть постоянной составляющей коммуникации, даже сильнее - ее неотъемлемым свойством, которое эээ заспамливается существующими эээ привычками.--Заспамливается? Интересно вычислить, какими привычками.- личная телесная неконгруэнтность,Которая имеет многообразную природу.игнорирование своих зажимовЭто не понял.- привычка к чрезмерному ВДДа.- привычка к жестким коммуникативным шаблонам, ролиДа.- кучей социальных пресуппозиций про игнорирование тела, про фовиальное зрение, про представление о своем Я, как о чем-то абсолютно независимом от внешнегоДа, да, да.Надо попробовать у себя отмониторить, когда у меня начинается природное желание зеркалить.Хорошо.И еще попробую смотреть на другого человека как на свое отражение, это дает особый взгляд, буквально.Очень интерсная постановка вопроса.
(Себе на заметку)Сенсорный раппорт - как процесс извлечения двигательных инвариантовЗрения лягушки раппортДвигательный раппорт - как процесс настройки на уровни архитектуры двигательного процессораЯзыкоидный раппорт
Из знания о зеркальных нейронов следует, что раппорт есть/должен был бы быть постоянной составляющей коммуникации, даже сильнее - ее неотъемлемым свойством, которое эээ заспамливается существующими эээ привычками.в какой мере переживание понимания другого есть раппорт?
--Из знания о зеркальных нейронов следует, что раппорт есть/должен был бы быть постоянной составляющей коммуникации, даже сильнее - ее неотъемлемым свойством, которое эээ заспамливается существующими эээ привычками.--в какой мере переживание понимания другого есть раппорт?Всякий раппорт есть сорт понимания другого, но не всякое понимание другого есть раппорт.
В начале мне кажется идет голос (в ситуации общения): - громкость голоса - скорость голоса - моргание - направление взгляда в значимые места тела и обстановки (кстати, это получается не прямое отзеркаливание, и не перекретсное, а какое-то инвариантное(!) отзеркаливание - это важно, что такое есть) - дыхание я бы сказал, что характеристики голоса являются производными от характеристик дыхания и мышечного тонуса теласубъективно я морганию бы дал более высокий приоритет, чем громкости голоса. у большей части расписанных сигналов я вижу две базовые характеристики - ритм (скорость моргания, частота дыхания...) и интенсивность (громкость голоса, полнота дыхания...). возможно стоит сначала отлавливать ритм (интенсивность сигнала мне не кажется определяющей для качества раппорта, начиная с какого-то порогового значения). предполагаю, что ритмические характеристики различных сигналов находятся в состоянии зависимости друг от друга.
У меня тоже был подобный опыт. В течение нескольких месяцев я ездил в Газели на работу и с работу на заднем сидении - сразу за сиденьем водителя. Водитель класный - ни разу такого не видел! Я мог наблюдать только за его головой сзади, за лицом в зеркало заднего вида и за маневрами машины. После этого стал ездить на работу на своей машине и стал практически повторять некоторые маневры этого водителя и значительно увереннее чувствовать себя за рулем.
У меня тоже был подобный опыт. В течение нескольких месяцев я ездил в Газели на работу и с работы на заднем сидении - сразу за сиденьем водителя. Водитель классный - ни разу такого не видел! Я мог наблюдать только за его головой сзади, за лицом в зеркало заднего вида и за маневрами машины. После этого стал ездить на работу на своей машине и стал практически повторять некоторые маневры этого водителя и значительно увереннее чувствовать себя за рулем.Классный, просто очень замечательный пример отзеркаливания (и насколько оно сильное), которое делается лицом в ту же сторону, что и образец. Отзеркаливания со спины.
А как сделать модель такого отзеркаливания?Ты хочешь:--сделать что-то еще полезное типа для себя?--хочешь чтобы мы начали полный формальный процесс описания модели "отзеркаливания со спины"?
По-моему это называлось идеомоторика?Идеомоторные движения, такие движения мускулов, которые совершаются человеком бессознательно, в силу одного того, что он очень живо представляет себе эти движения.Малый энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаОбщая психология. СловарьИдеомоторный акт [греч. idea - идея, образ, лат. motor - приводящий в движение и actus - движение, действие] - переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). И. а. является непроизвольным, неосознаваемым и, как правило, имеет слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип И. а. открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм И. а. Первая основывается на представлениях И.П. Павлова, согласно которым И. а. управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н.А. Бернштейн). И. а. управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при И. а. позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
Хотелось бы и для себя и для людей - для обчества так сказать! Если эта тема не вписывается в этот топик, то наверное "формальный процесс". Я то думал, что продолжаю/поддерживаю идущую дискуссию.
А случалось ли кому-нибудь испытывать негативные эмоции по поводу отзеркаливания и раппорта? Что-то вроде того: «Этого человека мне не хочется отзеркаливать, присоединяться к нему, входить в раппорт». Например, к молодой красивой девушке я присоединяюсь с большим интересом, желанием и более успешно, чем к пожилому мужчине, (если, конечно это не Милтон Эриксон). И как с этим боротьсяА я так понимаю, что подстройка под голос, моргания и другие характеристики уровня поведения нужна только для того, чтобы сформировать навыки наблюдения за собеседником, отзеркаливания их, затем перевод этих навыков в автоматический режим, а сознательно работать с предикатами, убеждениями и другими уровнями. Что именно выбирать для подстройки наверное не важно – важен опыт осуществления этого процесса.
Хотелось бы и для себя и для людей - для обчества так сказать! Если эта тема не вписывается в этот топик, то наверное "формальный процесс". Я то думал, что продолжаю/поддерживаю идущую дискуссию.Хорошо, давай заведем новую тему. Сейчас я это сделаю.
По-моему это называлось идеомоторика?.......................Да, точно.Хм, эти темы явно соединяются. Идеомоторика это такое зеркало в голове:Зеркальные движения спасают от фантомных болейhttp://community.livejournal.com/metapractice/106158.html
А случалось ли кому-нибудь испытывать негативные эмоции по поводу отзеркаливания и раппорта? Что-то вроде того: «Этого человека мне не хочется отзеркаливать, присоединяться к нему, входить в раппорт».Конечно случалось.Например, к молодой красивой девушке я присоединяюсь с большим интересом, желанием и более успешно, чем к пожилому мужчине, (если, конечно это не Милтон Эриксон Э). И как с этим боротьсяНадо уметь присоединяться/отсоединяться от кого угодно приятного/неприятного.
про представление о своем Я, как о чем-то абсолютно независимом от внешнего Кстати когда начинаю смотреть на множество движущихся людей в метро/на вокзале/на улице сидя/стоя в ожидании кого-то — время от времени возникает эффект отсутствия наблюдателя — аудиальное внимание переключается с ВД на внешний звуковой фон, картинка становится какая-то как если со стороны смотришь, и чего-то ещё такое. Успокаивает :)
--про представление о своем Я, как о чем-то абсолютно независимом от внешнего--Кстати когда начинаю смотреть на множество движущихся людей в метро/на вокзале/на улице сидя/стоя в ожидании кого-то — время от времени возникает эффект отсутствия наблюдателя — аудиальное внимание переключается с ВД на внешний звуковой фон, картинка становится какая-то как если со стороны смотришь, и чего-то ещё такое. Успокаивает :)Хочется ответить в стиле дзенского коана: если нет наблюдателя, - чье ж внимание переключается?
Правильней сказать — прямо перед этим порогом отсутствия наблюдателя — вот там описанные закономерности переключения внимания. Такие переключения внимания облегчают/способствуют тому, что наблюдатель в отдельные мгновения вообще исчезает.
Правильней сказать — прямо перед этим порогом отсутствия наблюдателя — вот там описанные закономерности переключения внимания. Такие переключения внимания облегчают/способствуют тому, что наблюдатель в отдельные мгновения вообще исчезает.Если наблюдатель исчезает, то нет и никаких переключений внимания. Потому что внимание исчезает вместе с наблюдателем. Чик и нет. Ни того, ни другого.