[userpic]

По поводу метамоделирования хатха-йоги

metabowin в Metapractice (оригинал в ЖЖ)

Metapractice
Калибровка эффективности модели тайцзицюань от MetaPractice
  Калибровка эффективности модели тайцзицюань от MetaPractice metanymous
Состояния ИСС
  Состояния ИСС bowin
Openmeta
К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации
  К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации metanymous
Воскресная изба-читальня :)
  Воскресная изба-читальня :) metanymous
Отделы мозга, контролирующие пальцы сливаются (кунсткамера)
  Отделы мозга, контролирующие пальцы сливаются (кунсткамера) metanymous
Моделирование одной медитации
  Моделирование одной медитации wake_
Моя расслабленческая практика внимания
  Моя расслабленческая практика внимания ailev
Это постоянное осознание...
  Это постоянное осознание... metanymous
    МедитацияМекодера и ДоговорССердцемОПринятии/Призна metanymous
Уиблер: бессознательное, созерцание и медитация
  Уиблер: бессознательное, созерцание и медитация ailev
Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты
  Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты metanymous
    46 Моделирование"Я" metanymous
Лоренцовское моделирование
  3. Год серого гуся metanymous
    ... metanymous
Гигиена Метапрактика
  Гигиена Метапрактика metabowin
    ... metanymous
"А кто-нибудь промоделировал йогу интересующим нас образом?" (с) metanymous
Если всем известны типовые формы, которые способно принять тело в обычной человеческой деятельности, и его движение происходит в фиксированных диапазонах этих форм, то с асанами йоги все не так. Во время практики асан тело не перемещается в пространстве по шести основным направлениям, но тем не менее постоянно при этом меняется:
-положение конечностей относительно туловища;
-форма самого туловища;
-точки контакта поверхности тела с опорной плоскостью;
- положение тела относительно вектора силы тяжести.
В повседневности каждое действие человека имеет цель, все движения мы выполняем для получения определенного результата. Цели расположены вне тела (за исключением оговоренного ранее), а промежуточные формы, которые при этом тело принимает, никому не интересны. Асаны - это формы, не имеющие адресата вне тела. И движение тела, которое воспроизводят эти предписанные традицией формы, никуда не направлено. Если раньше, в обычной жизни, формы тела были промежуточными и мгновенными, то в Хатха-йоге нет прямого конечного полезного результата вне тела, который достигался бы выполнением асан. Это первое отличие - у движений йоги нет адресата, цели вовне. Цель - сама фиксированная форма, имеющая название. Считается, что всего таких форм известно 84. По сравнению с количеством промежуточных «срезов» формы, которые тело проходит в обычной жизни, количество асан исчезающе мало. Нужно совсем немного времени, чтобы они запомнились. Гораздо больше - для превращения их в стереотип.
Целью практики асан является также достижение способности воспроизведения и экспозиции предписанных каноном телесных форм. Субъектом действия тела является само тело -это второе отличие.
Поскольку движения по входу и выходу из асан не имеют внешней направленности, то внимание и сознание в практике асан неизбежно должны быть ограничены пределами тела - это третье отличие. У него есть два следствия: реверсируется восприятие -внимание и сознание уходят от внешнего и направляются на тело, и это значит - имеет место первичное ограничение, сужение сознания. И его напряженность должна быть автоматически понижена, так как с телом в йоге по определению не может случиться столько различных событий, как при обычном режиме функционирования во внешнем мире, - это четвертое отличие. Вместо массы одновременно отслеживаемых объектов остался один - собственное тело. Вместо поля событий - одна практика телесных форм.
Сколько бы и какие движения ни совершал человеческий организм в обычной жизни, формы, которые он при этом принимает, не имеют ничего общего с тем, что предлагает йога.
Асаны - формы, неизвестные телу и сознанию человека, не имеющего опыта йоги, - пятое отличие.
Все позы йоги характерны тем, что при их выполнении мы оказываемся за границами всех обычных диапазонов движения, тем самым выходя на возможно предельные для тела формы, -шестая особенность.
Есть еще одна, седьмая особенность практики Хатха-йоги: здесь диктуют действия телу не ум и желания, но оно само в результате предписанных действий формирует необходимые состояния сознания и ума.

В.С. Бойко. "Йога. Скрытые аспекты практики"

23 комментария

сначала старые сначала новые