Посмотрел-прочитал книгу В.С. Бойко, мне показалась весьма интересной, содержательной, наполненной фактически полезной информацией. Мне показалось, что в подходе Бойко и Метапркатика есть сходные (возможно даже - аналогичные) мысли, важные моменты. Я свёл такие моменты в таблицу ниже. Прошу учесть, что с обоими подходами знаком, мягко говоря, поверхностно.
1. Состояние "пустотности" (нахождение и "растворение"-исчезновение ощущений) в асане. | 1. Сущностное Состояние от Андреасов и Кришнамурти. |
2. Асаны - реликтовые позы и движения, от эволючионных предков. | 3. Кажется, тоже говориться о тай цзы цюане в подходе Метапрактика. |
3. Уменьшение степени бесознательного (эмоционального) напряжения тела. | 3. Проработка "кортико-висцеральных" рефлексов (даунлоада) рефрймингом. |
4. Даётся описание внутренних действий, способов направления внимания для этого. | 4. Даётся описание технологий общения и работы с бессознательным. |
5. Возможность факиризма - волевое, сознательное управление гладкими мышцами и работой внутренних органов. | 5. Практика рефрейминга дает навык заказывания и исполнения физиологических изменений, прямого достижения физиологических состояний. |
6. Медитативное (пустотное) состояние в жизнь. | 6. Сущностное состояние интегрируется в жизнь. |
7. Регулярная практика ("железная" систематичность, однако - с допускаемыми исключениями), бережное отношение к телу (отсутствие боли и даже выраженных ощущений). | 7. Оперантное формировние навыков, само-экологичность (внимание к внутренним возражениям, работа с ними). |
8. Возможно обострение, прохождение через кризисы перед улучшением состояния. | 8. Усталость как эффект работы с негативным содержанием ("растревоженные, но не проработанные к-последовательности"), мета-возражения, возражения на выполнение техник, рефрейминга. |
9. Пранаяма (т.е. разнообразные дых.техники) делается сама собой, без усилий (у-вэй). | 9. ПоверхностноеДыхание - аналогичные рекомендации. |
Я не уверен что нужно и возможно "моделировать" этот подход путём обсуждения в метапрактике, думаю, скорее можно говорить о попытке понять, глубже разобраться в некоторых важных моментах подхода Бойко благодаря разбору специалистами метапрактика. Мне кажется, что разбираться стоит не с асанами. Их количество весьма произвольно - от 1 в древних источниках по йоге до 1300 в наиболее богатом собрании, к тому же практики йоги могут самостоятельно разрабатывать асаны. Бойко неоднократно подчёркивает важность особого психического состояния (~Настроя в термнах метапрактика) при исполнении асан, "каждая асана должа быть как шавасана", в этом моменте он сссылается на Патанджали. Мне кажется, было бы любопытно разобрать именно это состояние.
Далее, обращает на себя внимание параллель пранаямы (техник задержки дыхания) и ПовДыха - возможно, анализ-сравнение этих техник возволит обогатить или уточнить какие-либо важные моменты их исполнения.
Также можно попробовать сравнить-сопоставить инструкции для выполнения асан (и любых действий вообще) в формате "неделания, у-вэй", изложенные в книге Бойко и в опенмете/метапрактике.
Важно, на мой взгляд учесть, что основа (эпистемология-онтология) подходов различна. Бойко основывается на аналитической психологии Юнга, а подход Метапрактика, как я понимаю, на идеях Бейтсона, БиГов, Лоренца, Гибсона.
Ещё, и в книге Бойко, и в метапрактике предлагаются нейрофизиологические объяснения (нейрологические метафоры). Кажется, они достаточно различны, и поэтому я не отметил этот момент в таблице. Возжно, будет познавательным провести сопоставление этой части подходов.
Также, мне показалось весьма интересным описание медитации (глава "Самьяма" в книге Бойко). Однако, учитывая негативное отношение к практике медитации в сообществе Метапрактик, думаю, что этот момент для обсуждения и разбора предлагать в сообщество не имеет смысла.