http://community.livejournal.com/metapractice/244368.htmlМанипуляции/управление субмодальностями - важнейшая тема, но как-то уходила она постоянно из сферы моего внимания. Несколько раз уже размышлял на эту тему и вопрос этот все порывался задать, да все никак. Почему – непонятно. Дело вот в чем: когда пытаюсь сделать базовые вещи типа найти разницу в визуальных субмодальностях убеждения и сомнения, никак не могу не то что точно схватить эту разницу, но даже зафиксировать картинку на какой-то заметный срок. Увидеть картинку могу, но стоит начать ее эээ анализировать, как все видоизменяется, расплывается, исчезает. Что делать?http://community.livejournal.com/metapractice/287615.html?thread=6606975#t6606975
Некоторые люди по-началу уверенно утверждают, что никаких картинок не видят или их даже вовсе нет.http://community.livejournal.com/metapractice/287615.html?thread=6607487#t6607487(1) Не надо мистифицировать незаменимую роль непосредственного процесса визуализации. В НЛП исходят из принципа внешнее = внутреннему. Это значит, что восприятие внешней "картинки" подобно восприятию аналогичной внутренней.(2) Далее, Гибсон показал, что восприятие = движению. А, это значит, что РАБОТА МОТОРНЫХ НЕЙРОНОВ кучи мышц всего тела при разглядывании картинки может быть даже важнее и СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ, чем непосредственно работа светочувствительных клеток в самом глазу.(3) Предпримем простой эксперимент. Запустим на экране монитора прямо перед собой определенную картинку. Всесторонне ее оценим. Теперь, завесим/заслоним экран белым листом бумаги/материей. И снова попробуем воспроизвести ВСЮ ВСЕСТОРОННЮЮ ОЦЕНКУ КАРТИНКИ КОТОРОЙ НЕТ. Это очень просто сделают визуализаторы. Но, от них нисколько не отстанут и те, кто совершенно НЕ МОЖЕТ ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ. (Если только последние перестанут рвать на голове волосы и посыпать ее пеплом по факту наличия отсутствия у них "визуализации".)Итог: в вышеописанном эксперименте визуализаторы в эксперименте проецируют силой своего воображения на на белый экран образ картинки. А невизуализаторы проецируют ПРЯМО ТУДА НЕКИЙ ИНТЕРФЕЙС, который не является картинкой, но, позволяет им адекватно работать с внутренней зрительной информацией.Именно такой маневр был предложен на первых шагах появления субмодального подхода самим РБ/Андреасами: действуйте так, - as if (как если бы) - нужный вам образ у вас есть.
Но это не длится долго, если давать им вопросы для сравнения. Например, выясняя субмодальности чего-то там можно попросить их вспомнить или представить что-нибудь другое, а потом спросить о разнице.http://community.livejournal.com/metapractice/287615.html?thread=6607487#t6607487Ключевым моментом для субмодального сравнения двух образов является то, КАКИЕ ВЫ ОБРАЗЫ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ:--категорически они должны быть эмоционально нейтральные--в начале - простые по содержанию - фон и простая фигура - так рисуют натюрмортыНа разнице лучше всего осознается, как я понимаю. Похожим образом можно уточнять давая людям возможность сравнить с предложенным вариантом. Как мне кажется, особенно успешно это получается, если предложенный вариант будет сильно отличаться. Я имею в виду, прося указать размер картинки и не получая ответа, я спрашиваю, показывая руками: «хорошо. картинка размером с почтовую марку?» или «окей. картинка большая? 20 на 30 метров?».Чрезмерной жестикуляцией можно нечаянно разрушить образы субъекта.и люди отвечают: «эээ. нет…» пока мне не встретились люди у которых размер картинки был тем либо другим — всегда между. и я продолжаю: «хорошо. тогда какой размер примерно? просто покажи руками…» с цветом тоже самое. спрашиваю: «картинка цветная?» — слышу: «не знаю.» продолжаю: «хорошо. она чернобелая? как прям чернобелые фотографии?». то есть тем самым я предлагаю варианты, сравнение с которыми позволяет «прояснить» картинку. с расстоянием так же — подношу руку, грубо говоря, к носу и спрашиваю «картинка здесь?».Предлагаемые варианты должны быть все время представлены В ПОЛНОМ РАЗНООБРАЗИИ, иначе вы будете внушать приоритет неких одних вариантов над другими.А после того как выявлены несколько субмодальностей, остальные уже проще идут.Этот эффект обучения надо планировать (и реализовывать) отдельными техниками.И вообще можно использовать гипноязык. Например, «позволь себе блабла».Неее, специальный гипноязык категорически противопоказан при калибровке субмодальностей.Конечно, я тут вроде говорю о тебе-работе с субмодальностями. Но работая с собой, можно прибегать к тем же приемам. Я даже, например, не брезгую задавать самому себе вопросы вслух.Для работы с самим сабой требуются более простые вербальные формулировки. Дело в том, что Внутренний Диалог вполне внятно реагирует и на язык типа "муму хочет ням ням".Но, кстати, сам сталкиваюсь с некоторыми сложностями. Не могу, например, сказать, что хоть раз остался доволен тем, как провел себе Взмах или Изменение веры.У меня лет до 30 нередко болела голова. Как только я прочитал про взмах - а читал я книгу дома во времена, когда еще никаких семинаров_тренингов_тренеров_прочей_лабуды просто в помине не было. И я пошел на балкон и за несколько минут сделал эээ как попало себе взмах против головной боли. И с тех пор голова у меня практически не болит. Если только по ней не стукнуть чем нибудь :)Ну, а более серьезно - к четкости в субмодальных техниках стремиться надо. Но четкость их исполнения есть только необходимое условие их эффективности. Но не обязательное.На всякий случай, отмечу, что в «руководстве по субмодальностям» весьма хорошая брошюрка на тему. И еще можно посмотреть как Стив Андреас показывает перекрестное отображение субмодальностей меняем субмодальности проблемы на субмодальности ресурса. Это видео от NLP Comprehensive. У меня лежит под названием: «NLP Practitioner - 19 - Steve Andreas - Strategy Anchoring». Там еще небольшая демонстрация калибровки изменения субмодальностей. Но ничего особо примечательного. Видно, что при смены ассоциации на диссоциацию тело и голова поддаются назад. Похожим образом при приближении картинки. Но вот более тонкие различия я не углядел. Практиковаться и практиковаться.Есть куча народных пословиц, указывающих, что надо точно знать в чем тренироваться.
Ключевым моментом для субмодального сравнения двух образов является то, КАКИЕ ВЫ ОБРАЗЫ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ:
--категорически они должны быть эмоционально нейтральныеАга - спасибо! Сам я сотни раз повторял другим это правило, на которое вы неоднократно указывали - первое изменение должно быть насколько это возможно малым/неважным. А сам сразу схватился за важные для себя, эмоционально сверхнасыщенные образы.--в начале - простые по содержанию - фон и простая фигура - так рисуют натюрмортыНачал рассматривать простые образы - типа бутылки воды, приедмета в интерьере - вроде что-то проясняется...Есть куча народных пословиц, указывающих, что надо точно знать в чем тренироваться.Перечитаю "Используйте свой мозг для изменений" - может найду подсказку.
--Ключевым моментом для субмодального сравнения двух образов является то, КАКИЕ ВЫ ОБРАЗЫ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: категорически они должны быть эмоционально нейтральные--Ага - спасибо! Сам я сотни раз повторял другим это правило, на которое вы неоднократно указывали - первое изменение должно быть насколько это возможно малым/неважным. А сам сразу схватился за важные для себя, эмоционально сверхнасыщенные образы.НЛП и выводимое из него свободное моделирование - это технологии, которые требуют точности.--в начале - простые по содержанию - фон и простая фигура - так рисуют натюрморты--Начал рассматривать простые образы - типа бутылки воды, предмета в интерьере - вроде что-то проясняется...Должно проясниться все.Перечитаю "Используйте свой мозг для изменений" - может найду подсказку.Это будет интересно - найти новые идеи о интерфейсе для управления субмодальностями в этой книге.
эх, что-то меня смущает во всех этих вещах с сознательным управлением субмодальностями, пытаюсь понять что именно. Правила этого топика допускают выкладывать критические комментарии о подходе в целом?
Правила позволяют делать почти все что угодно.Если ты не будешь сознательно управлять ИЗМЕНЕНИЯМИ - откуда же они появятся.В теме автокалибровок субмодальностей мы вводим типа "буфер"--сначала мы сознательно калибруем некие тренировочные задания--затем, подсознание само проделывает всю работу по субмодальным изменениям по конкретным проблемам.Общее резюме: субмодальности позволяют управлять ВСЕМИ функциями организма.