Качество эпистемологии (вопрос «КАК?» предшествует вопросам «ПОЧЕМУ?», «ИЗ-ЗА ЧЕГО?» и т.д.).
Гуманистичность и направленность на развитие (изначальная вера в ресурсы человека, моделирование «человеческого совершенства»).
Трансдисциплинарность (особое сочетание знаний из разных областей).
Практичность (все методики рождены из успешного опыта людей либо проверены практикой; сам подход результатоориентирован).
Технологичность (большинство инструментов разработано на уровне конкретных алгоритмов — техник).
Скорость работы (по сравнению со многими другими школами практической психологии относительно быстро можно добиться результатов по изменению опыта).
Широта охвата симптомов, с которыми работает метод (от фобических реакций до решения задач по улучшению своей профессиональной деятельности).
Саморазвитие метода, обеспеченное моделированием (лучшие практики могут быть рафинированы до передаваемой другим модели, расширяя практическими находками подход).
Скорость подготовки специалистов (в классическом варианте за несколько лет, примерно за 300 – 400 часов).
Оригинальность (многие практики/стратегии выявлены у довольно талантливых/гениальных людей).
Универсальность и широта применения (может использоваться везде, где есть человеческая деятельность).
И т.д.
Теперь стоит отметить основные слабые стороны подхода, чтобы была возможность его усовершенствовать и даже разработать принципиально новые инструменты. Ведь в нем самом заложен такой призыв, а в его исходных принципах и инструментах — механизм саморазвития!
Слабые стороны НЛП:
Негативный имидж подхода из-за слова «программирование» в названии (подход ошибочно воспринимается как набор техник по негативному манипулированию человеком и даже зомбированию).
Сложность языка (такие темы, как метамодель, якорение, пресуппозиции, метапрограммы сложны для восприятия большинству людей, включая академических психологов).
Слабая связь с научной психологией (в методе не представлена связь с другими психологическими концепциями, почти не было научной проверки эффективности гипотез и практик).
Отсутствие объективной истории создания подхода (остается туманным то, в какой преемственности использовались знания из других областей и как конкретно открывались различные составляющие метода).
Эклектичность (большинству специалистов необходимо самостоятельно определять то, как те или иные темы/техники связаны друг с другом).
Отсутствие оценки полноты, непротиворечивости и логической стройности основных структурных компонентов метода (авторы никогда не заботились о четком построении области знания на научных основах, делая акцент на том, что НЛП организовано по принципу «полезности», является моделью; эта работа крайне слабо реализуется образовательными структурами, которые сталкиваются с задачами системного обучения методу).
Акцент на психотерапиив базовом уровне обучения (у ряда людей возникает недоумение и снижение мотивации в процессе изучения терапевтических техник, так как они не видят в них актуальности и не собираются становиться психотерапевтами).
Порождение завышенных ожиданий от «раскрученной» мощности метода (обучение на базовом уровне строится под задачи изучаемой техники, а не под реальные потребности пришедших на тренинг людей, при этом самостоятельно применять все изученное вместе на самом себе (да и на клиенте) отдельно не обучают; индивидуальное консультирование как система психотерапевтической помощи появилась сравнительно недавно в НЛПт, которой большая часть специалистов НЛП пока не владеет, и т.д.).
Ограниченность в работе с симптомами высокого уровня (почти не представлена работа с индивидуальными личностными установками, уровнем «Я-концепция», смыслом жизни, стратегиями организации жизни и т.д.).
Акцент на локальных симптомах/запросах клиента, а не личности (специалист НЛП не выходит в своей работе на уровень организации всей личности и жизни человека в целом).
Отсутствие профессиональной организации, авторитетной для всего сообщества, направленной на изменение имиджа НЛП и его усовершенствование (положение дел таково, что наиболее известные профессионалы ориентированы на определенных лидеров, которые востребованы и не имеют большой мотивации к организаторской деятельности на общее благо).
Размывание границ метода (слабая очерченность границ, а также некачественная подготовка специалистов, так как нет разделяемых всеми стандартов обучения и механизмов их обновления).
Качество эпистемологии (вопрос «КАК?» предшествует вопросам «ПОЧЕМУ?», «ИЗ-ЗА ЧЕГО?» и т.д.).Эпистемология НЛП является необозримо обширнее упомянутого «инструмента» в порядке употребления познавательного вопроса «как»:• В НЛП существуют/ определены самими БиГами так называемые познавательные алгоритмы стандартной метамодели ( порядок вопросов). Так что это не один, и полтора десятка вопросов в своих алгоритмах• В НЛП Гриндером в соавторстве показана возможность и разработана особенный прикладной вариант метамодели «Точность»• По гуугловскому запросу «Эпистемология НЛП» можно видеть, что эпистемология НЛП является обширной эмердженцией эпистемологии: Канта, Рассела, Коржибского, Бейтсона.эпистемология НЛПhttps://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1331&bih=717&ei=K14JWqyQMcWS6ASC9LrIDA&q=%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%9D%D0%9B%D0%9F&oq=%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%9D%D0%9B%D0%9F&gs_l=psy-ab.3..0i22i30k1.159796.173294.0.174417.44.31.13.0.0.0.152.3594.1j29.30.0....0...1.1.64.psy-ab..1.41.3698...0j0i131k1j0i10i1i42k1j0i10i1k1j0i1k1.0.d33YaPHjqVk