Как-то раз Алиса в очередной раз задумалась о буквальном прочтении пресуппозиции «сознание и тело – части единой кибернетической системы». Она легко #представила Тело. С трудом, но #представила Сознание. «Интересно, -- #мелькнуло у нее в голове (голове ли? #мелькнуло у нее в где-то в... ЕдинойКибернетическойСистеме), --а какие части, кроме Тела и Сознания содержит ЕдинаяКибернетическаяСистема? Почему, например, в пресуппозиции говорится про Сознание, но молчится даже про Бессознательное? И что там может быть еще, кроме них и Тела?».Она даже #представила ЕдинуюКибернетическуюСистему (и не спрашивайте, как это все #выглядело, и была ли Алиса ассоциирована в этих представлениях), а потом попыталась как-то #разглядеть Сознание, Бессознательное, Тело и Что-тоЕще в качестве частей ЕдинойКибернетическойСистеме. Это оказалось трудным, Алисе мешала ее начинанность: по-простому поместить сознание в мозг как-то не вязалось со знанием того, что в традициях других стран сознание у человека помещается где как – в голове, в сердце, а где и вообще недалеко от пупка (а кое-где «точка сборки» Сознания вообще находится рядом с телом за правой лопаткой). Это не говоря уж о некоторых традициях, где само сознание не такое уж единое и разные его части раскладываются по разным частям тела. В итоге Сознание как-то странно размазалось по Телу и перепуталось с Бессознательным (которое уж точно «не бралось в голову», простите за такой буквалистски-кинестетический каламбур) и Чем-тоЕще.Алиса смекнула, что в НЛП отношения тела, сознания и бессознательного не слишком проработаны. Это было видно и по внешним описаниям: большинство шаманских практик включало в себя что-то похожее на практики телесной терапии (танцы, пассы, тренировки с особыми движениями и т.д.), а в НЛП движения предполагались в основном в порядке пространственного якорения да кое-где обращалось внимание на жесты. И никаких танцев, пассов или тренировок. Только более-менее неподвижные трансы, за очень редкими исключениями. Подозрительно бестелесное программирование, чистый софт с полным небрежением хардом.С одной стороны, НЛП никак не предполагала конкретной схемы взаимоотношений между телом и сознанием, допускала какие-то взаимоотношения между телом и бессознательным (да хоть те же пальцевые сигналы), но поминала в своих основах какую-то дополнительную странную сущность – ЕдинуюКибернетическуюСистему (неужели Человека во всей его полноте? Тогда так бы и сказали...). C другой стороны, НЛП настаивало, что сознание живет в мозгу (ну, «в голове») -- начиная с названий книжек типа Бэндлеровской «используйте свой мозг для изменений», кончая максимами вроде «если мозг учится, то он учится быстро» и прочими отсылками всегда «в голову» -- и никогда не в сердце и уж тем более не в пупок. «Странно, -- подумала Алиса, -- как будто отцеположники не ходили к африканским шаманам и прочим балийцам, а всю жизнь безвылазно прожили только в США, да и там никогда не слышали даже индейского выражения «видеть сердцем»».И Алиса решила, что для начала нужно как-то этот начиненный нейролингвистическими и другими программами и метапрограммами Сознания, Бессознательного и Чего-тоЕще хард обозвать специально, дать ему ментальную лексику – и нарекла она его Субстратом. В Субстрат она включила не только мозг, но и все то в теле, что было способно вмещать Сознание и Бессознательное, да кроме этого зарезервировала на всякий случай (случай ведь мог оказаться действительно совсем уж всяким, хотя она надеялась, что этот случай наступит не слишком скоро, а еще лучше – не наступит вовсе) место для чего-то внетелесного. Тем самым начальная пресуппозиция про Сознание и Тело как части ЕдинойКибернетическойСистемы зазвучала как-то подозрительно похоже на китайское «мысль ведет чи, а чи ведет кровь», а именно: «Сознание управляет Субстратом, а Субстрат управляет телом. Обратное тоже верно». ЕдинойКибернетическойСистемой (ГлавнойВычислительнойМашинойНачиненнойПрограммами) оказывался в итоге именно Субстрат – хотя понимание и стало несколько иным, нежели в начальной пресуппозиции.Боб сказал Алисе, что ее сомнения в оправданности нагружать голову всеми мыслимыми и немыслимыми (опять каламбур! Беда с этой ментальной лексикой ;) функциями весьма правильны. Он лично ничего не знает про НЛП, не имеет поэтому предрассудков, и легко укажет Алисе на еще несколько связанных с субстратом идей (полностью укладывающихся в русло embodied cognition approach, телесного подхода в когнитивных науках).Так, Боб указал ей, что мир (включая само Тело, как часть мира) даден Субстрату в #Ощущениях и #Представлениях, которые Субстрат нещадно путает друг с другом – и тогда говорят о синестезиях, позитивных и негативных галлюцинациях и т.д. Эти #Ощущения и #Представления необязательно кодируются VAKOL, как об этом нам говорят классики НЛП. Так, заставляет задуматься упоминание «гипоталамического глаза» в моделировании языкового языкоида (http://www.openmeta.org/100168), а также проскакивающего в обсуждениях остановки внутреннего диалога глубоко в дискуссиях журнала OpenMeta ДигитальногоЧувства (речь шла о #представлении/синестезии понятий, для которых в языке нет словесного описания), лихо обозванного «шестым чувством».Алиса задумалась над словами Боба и решила все это отнести де-факто к большой помойке кинестетики. И тут проблема оказалась в том, что все эти «шестые чувства», да и просто чувства очень плохо локализовывались. Тело и Субстрат, казалось, были не одним и тем же – Тело с его болью, проприорецепцией и т.д. отдельно, а Субстрат с его эмоциями – тоже отдельно. Самое странное было, что в этих Субстратных чувствах нельзя было выделить и назвать субмодальности (кроме тривиальных «фокусированности» в весьма слабой привязке к областям тела, ну и «интенсивности»), а локализовывались они иногда вроде как не в теле, а за границами тела (что ни в какие рамки уже не лезло – опять простите за каламбур и неявное напоминание о Чем-тоЕще). «Добро пожаловать в терра инкогнита – абсолютно неисследованную страну Кинестезию!», сказала себе Алиса. Становилось все страньше и страньше, чудесатей и чудесатей.Страна Кинестезия и так уже была настолько велика и неизведана, что парой странностей больше, парой меньше – уже роли не играло. Одно Алиса уяснила точно: дорога к пониманию Субстрата лежала через нее. И моделирование, начатое отцеположниками НЛП, нужно было продолжать в сторону телесно-ориентированных практик, которые в явном виде пытались программировать субстрат не нейролингвистически, а нейроневербально.Похоже, что в теле есть намного больше «вычислительной мощности», чем можно ожидать – и не только в позвоночном мозге. И программировать эту «вычислительную машину» можно не только магией слов, но непосредственно (хотя это обычно и труднее и дольше – но зато может давать результаты, недостижимые «просто мыслью»).Так, при моделировании Тай цзи цюань (http://www.openmeta.org/105793) выяснилось, что движениями мышц может управлять не только головной и спинной мозг, но, похоже, и древний «мозг желудка и кишечника», оставшийся нам в эволюционном наследстве аж от червяков. Тонические сокращения мышц, управляемые «пищеварительным» нервным комплексом (число клеток в котором чуть ли не сравнимо с числом клеток в головном мозге) позволяют кидать человека на 5-7 метров. Собственно, весь долгий путь тренировок тай цзи цюань заключается в пробуждении забытого эволюцией способа управления двигательной активностью: управлять мышщами тела через «пищеварительный мозг», в норме управляющий только перистальтикой кишечника да сердечной деятельностью (недаром, недаром в китайской медицине голова тесно связана с желудком, а сердце – с тонким кишечником! Как это «тесно связана»? А буквально – на меридианах отвечающие за них точки расположены рядом. Да и вообще, китаи считают, что голова только дает советы желудку, а решения принимает именно желудок). Алиса опять вспомнила о курице, бегающей по двору несколько минут без свежеотрубленной головы – посмотрела услужливо подсунутый ее Субстратом видеофильм из далекого алисиного детства. Это было уже слишком, и Алиса пошла к Чарли, чтобы пойти с ним на дискотеку, потанцевать. «И чего это люди так любят танцевать?», -- напрягался ее Субстрат по дороге...
В середине 80-х в работах по искусственному интеллекту промелкнула оценка, что в отличие от объема информации где-то 10*16 бит, который может накапливаться нейронами головного мозга, количество кинестетической информации, наакапливаемой человеком, ооценивается примерно в 10*60. К сожалению, ссылку восстановить не смог. Может быть коллеги занют и подскажут. metaphil.
Как старый Тони, который чувствовал, что все знает, размышлял над дайджестом Алисы, в котором она хитро пытается отделаться от Сознания и свалить все на Субстрат1:12 pm - Субстрат: дайджест июля-августаailev Как-то раз Алиса в очередной раз задумалась о буквальном прочтении пресуппозиции «сознание и тело – части единой кибернетической системы». Она легко #представила Тело. С трудом, но #представила Сознание. «Интересно, -- #мелькнуло у нее в голове (голове ли? #мелькнуло у нее в где-то в... ЕдинойКибернетическойСистеме), --а какие части, кроме Тела и Сознания содержит ЕдинаяКибернетическаяСистема? Почему, например, в пресуппозиции говорится про Сознание, но молчится даже про Бессознательное? И что там может быть еще, кроме них и Тела?».------------------------------------------------------------Прочитал это Тони и сразу заметил, что хитрая Алиса хочет быстренько пробежать мимо слова Сознание. Тогда Тони стал раскладывать по полочкам то что знал об этом:1. Тони знал, что Сознание это не самое коварное слово, описывающее всякие умственные процессы. Он знал что слова -ведать*, гадать*, грезить, дивиться, думать, умничать, знать, мечтать мудрить, мозговать, мыслить, мнить, решать, судить*, фантазировать - есть еще более коварные слова про… про… про ментальные процессы. Их кажется всего только 15. Они сами по себе без всяких приставок указывают на определенные процессы. А те из них что без звездочки, даже и с приставками, все равно, продолжают указывать на то же самое. И коварное слово Со-знание произведено от еще более коварного слова Знать.2. Тони знал, что Алиса занимается проектом моделирования, но ей сразу же не очень хочется заморачивать себя вопросом о моделировании 15 коварных слов. Точнее, скрывающихся за ними процессов. Потому что стоит Алисе на секунду зазеваться, и, она обнаружит себя создающей Теорию сознания.3. Про теорию сознания Тони и сам даже в страшном сне не мечтал ничего пригрезить. Но моделировать страшные слова он не боялся. Он знал что если начать метаэкстрим с Бобом – приставать к Бобу примерно с такими вопросами:«Что ты Боб, делаешь, когда знаешь что-то?»«Что ты делаешь, узнавая что-то?»«Действуя как ты можешь что-то узнать?»«Что надо сделать, чтобы обнаружить разницу между тем что ты знаешь и тем что ты не знаешь?»И все другие общие слова, которые Боб во множестве произнесет в ответ, другими вопросами уточнять, пока все слова не окажутся словами, которые можно «положить в корзинку». Много всяких полезных моделей из этой информации можно потом будет наделать.
Она даже #представила ЕдинуюКибернетическуюСистему (и не спрашивайте, как это все #выглядело, и была ли Алиса ассоциирована в этих представлениях), а потом попыталась как-то #разглядеть Сознание, Бессознательное, Тело и Что-тоЕще в качестве частей ЕдинойКибернетическойСистеме.------------------------------------------------------------1. А прочитав это, Тони вспомнил, что академик Апресян (и кажется, не он первый) предложил хитрый прием. Для всех страшных слов придумыватьМетальный орган, который реализует функции, обозначаемые этими словами. И как лингвисту, ему было совсем неинтересно заморачиваться ГДЕ эти Ментальные органы находятся.2. Тони подумал, что для моделирования это здорово подходит. Если применить всякие хитрые приемы установки моделей, то у любого Боба можно смоделировать какой хочешь полезный ментальный орган в любом удобном для Боба месте. Но при этом надо постоянно помнить, что их там «на самом деле» нет. Т.е. такие модели – это вымышленно-реальные «острова» и «принцессы», про которых писали когда-то отцеположники в первой книге про магию моделирования.3. Но самому Тони нравилось моделировать почти-совсем-реально-настоящие модели.Это оказалось трудным, Алисе мешала ее начинанность: по-простому поместить сознание в мозг как-то не вязалось со знанием того, что в традициях других стран сознание у человека помещается где как – в голове, в сердце, а где и вообще недалеко от пупка (а кое-где «точка сборки» Сознания вообще находится рядом с телом за правой лопаткой).------------------------------------------------------------Ну после этго фрагмента, формалист Тони захотел прикинуть классификацию. Все народы противопоставляют сознанию что-то еще, что является в сознание, но ему не подчинено. Если это все же причислять к сознанию - некоторые высшие сложно организованные процессы (насыщенные эмоциями) то получиться:Душа – в грудной клетке, но может уходить в пятки. И почему-то ей делается легче после отправления просроченной малой нужды.Ну Сердце, конечно – тоже может уходить в пятки. А у мужчин путь к нему лежит через желудок.Тут Тони неудержимо захотелось посмотреть фразеологический словарь, прежде чем продолжить. Что он и делает в настоящее время.
В тексте не про метафорические, а "настоящие" танцы. В этом плане в НЛП -- только хороводы по линии времени...Я вообще-то думал, что ты откликнешься не на "танцы", а на самую первую строчку --- Mind and body are part of the same cybernetic system -- и заявишь, что Алиса относится к самому неправильному (хотя и самому распространенному ;) переводу слова Mind. И приготовился было тебя отправить в моделирование ментальной лексики, да еще и на паре языков -- История про Тони, читающего Алису в соседнем треде. Но не угадал ;)
по поводу Сердца и души в пятки и пути в сердце через желудок:Мой знакомый китаец заявил, что сердце и душа -- это одно и то же, а заместителем сердца являются ноги (конкретнее -- ноги ниже щиколотки). Поэтому -- это все равно, что сердце в пятки, что душа в пятки, это их уход в запасной дом. А вот для головы таким заместителем является желудок. А кисти рук не являются ничьим конкретно заместителем, ибо они представляют собой заместитель всего тела...Итак, путь к душе мужчины лежит через голову ;)
=======================================================Это не говоря уж о некоторых традициях, где само сознание не такое уж единое и разные его части раскладываются по разным частям тела. В итоге Сознание как-то странно размазалось по Телу и перепуталось с Бессознательным (которое уж точно «не бралось в голову», простите за такой буквалистски-кинестетический каламбур) и Чем-тоЕще.-------------------------------------------------------------Одним глазом Тони смотрел не мог оторваться в фразеологический словарь, выписки делал, а другим все косил на Алисины изыскания. И вот в этом месте не удержался:1. Алиса не словом не обмолвилась про такую отдельно выраженную часть сознания как «Я». Вот проси кого-нибудь про то где у него центр сознания – пожалуй пальцем у виска покрутит, тот же Боб, без подготовки. А как разумно прозвучить вопрос о том, где живет «Я» в теле! И связь «Я» и сознания хорошо устанавливается – ведь даже представить себе невозможно ситуацию, когда Боб сознает «Я», но,одновременно, не имеет никакого сознания. Ну а то, что можно иметь осознание и не осознавать «Я» в иных ситуациях, - делу не помеха.2. То что сознание легко разделяется на части, разбредается этими частями по телу или как единое целое размазывается-распространяется в теле для Тони не вновинку. И перепутаница с без/подсознанием уже встречалась. Те же «части» в первом коде. То ли они части сознания, то ли части подсознания, но раз осознаются - по меньшей мере двойные агенты.3. Эрик Эриксон! – вот про кого вспомнил Тони. Сфинктерная теория характеров. В ней существенные ментальные процессы ( а значит и сознание) описаны сфокусированными на важных частях организма – сфинктерах. Какие интересные модели можно получить, подумал Тони ( а его память услужливо показала ему список ну очень замороченных клиентов с явным представительством сфинктерных проблем).
===========================================================Алиса смекнула, что в НЛП отношения тела, сознания и бессознательного не слишком проработаны. Это было видно и по внешним описаниям:большинство шаманских практик включало в себя что-то похожее на практики телесной терапии (танцы, пассы, тренировки с особыми движениями и т.д.),-------------------------------------------------------------В этом месте Тони, все еще читающий Алисин опус вместо работы с словарем фразеологизмов (критиковать и комментировать нам на много проще, чем думать-писать в первоочередь, не так-ли?), захотел сделать формальную придирку – а танцы в новом коде? Джон Г. специального африканского танцора приглашал. И там все танцевали до упада чуть ли не половину времени семинаров.Но постепенно до Тони стал доходить парадокс:1. Алиса все время указывает на Отношения между сознанием и телом, и подсознанием и телом.2. Когда говорят про Сознание, Осознание в первую очередь имеют ввиду осознание, знание какого-то #Содержания.3. Отношения между сознанием как #Содержанием и телом, на самом деле прекрасно известны каждому человеку.а) #Содержание сознания заставляет реагировать тело движениями, эмоциями, внутренней физиологией (тоже движениями, только «гладких» мышц)б) Движения тела, эмоции, внутреняя физиология заставляет реагировать Сознание изменением его #содержания.4. Связи (а) и связи (б) люди, их культура, их наука изучают со времен Адама и Евы.5. Алису, кажется, интересует отношения не #содержание сознания и тела, а взаимоотношения между Процессами сознания и Процессами тела:6. Так что Тони стал думать, что же это за Процессы1 сознания, Процессы2 тела, а самое главное, какие-то такие Процессы3(?), которые бы содержали и первые и вторые, выражали их взаимовлияние, а самое главное, легко осознавались, легко описывались.
===========================================================а в НЛП движения предполагались в основном в порядке пространственного якорения да кое-где обращалось внимание на жесты. И никаких танцев, пассов или тренировок. Только более-менее неподвижные трансы, за очень редкими исключениями. Подозрительно бестелесное программирование, чистый софт с полным небрежением хардом.-------------------------------------------------------------Нет нет, Алиса не права, есть есть «танцующие» нлписты. И в заметном количестве.И еще есть нлписты телесники – прямо через изменение паттернов мышечного тонуса меняющие состояния.И еще есть нлписты-единоборцы всяческие.И еще есть влияние на сознание паттернов поддержания ортостатики.И якоря являющиеся хождением – тоже не новость в НЛП.И еще Бандлер как-то проводил семинары на которых менял осознание схемы тела – длинны конечностей – совершая физические манипуляции с кожей и мышцами.А самое главное, Тони вспомнил, что одна из важных техник старого когда – шестишаговый рефреминг, является техникой сильно ориентированной на движения. Ну да, в самой процедуре рефреминга движений очень мало, но зато новые варианты достижения «частью» своей цели (намерения) предписывается рефремингом получать как новые варианты поведения. А что такое поведение, как не социально значимые Движения? Получается, что некоторую «внутреннюю» проблему (например, негативные чувства) рефреминг «превращает» (сублимирует) в движения. А движениями гораздо легче управлять и редактировать их гораздо проще! – Подумал Тони.Ага, подумал Тони, про Движения надо взять на заметку.
Даже в контексте механистической модели тела, оно ух уж как не просто. Опорно-двигательная система человека как механическая система имеет высокую сложность, поскольку для ее достаточно полного описания требуется около 240 механических степеней свободы. При этом точность ориентировки в среднем в суставе составляет около Одной угловой имнуты. Если принять (для оценки) что средний угол поворота в суставе всего не более Десяти угловых градусов, то получается простой комбинаторикой, что тело человека может занимать в пространстве около 10**60 (Десять в шестидесятой степени) различимых положений. Различимых - прежде всего для самого "субстрата". Конечно, система "управления" иерархична, но все же объемы перерабатываемой информации колоссальны. Для справки, число атомов в наблюдаемой части Вселенной оценивается примерно таким же порядком. MetaPhil
А вот Лефевр пошел другим путем для "страшных слов", нежели Апресян (страшность слов он, заметил, тоже понимал): It is no accident that early steps in this direction were taken in Russia, where the dominance of behaviorism has been historically less oppressive than in America. These preliminary steps were related to a discovery of a sudden interruption of subjects' automatized processes in experimental games. Typical laboratory experiments included two phases. In the first phase, a computer programplaying the role of an opponent "taught" subjects a particular mode of behavior which was advantageous for them. Then, in the second phase, the program suddenly changed its tactics in such a way that the same mode of behavior became disadvantageous. In these experiments, it was discovered that the subjects would alter their behavior abruptly. No evidence of gradual retraining was observed (Lefebvre, 1967; 1969; 1972; 1977a; Baranov & Trudoliubov, 1969a,b; Lepsky, 1969).The abrupt change from a previous automatized activity was often accompanied by some"insight" or "realization": the subjects suddenly "understood" that their opponent had, during the first phase of the experiment, deliberately misled them. Under this operational interpretation, the concept of "realization" acquired a functional meaning. It was believed to be connected, if not with the reorganization of human automatized activity, then at least with its instant blocking. Nonetheless,the use of terms such as "realization," "understanding," "intention," whose meanings depend significantly on the context, threatened a return to pre-behaviorist "mentalism" and abandonment of the commitment to the scientific falsification of hypotheses.An alternative approach was to construct simple formal models of subjects in the framework of which concepts reflecting the human subjective domain could acquire clear and unambiguous meaning. This approach led to the construction of several particular models of the subject with reflexion.Это из все той же http://cogprints.ecs.soton.ac.uk/archive/00002760/