Известный российский психолог В.Райков...http://www.sunhome.ru/journal/52095http://community.livejournal.com/metapractice/128223.html?thread=1967327#t196732Забавно, что после приезда в СССР Вирджинии Сатир, на который в первогруппе нелперов возлагали большие надежды, у некоторых ее членов наступило отчаяние и разочарование. Дело в том, что Вирджиния показала в Москве уникальные, но совершенно непонятные с точки зрения НЛП формы работы. Я лично считаю, что основой ее работы является стопроцентный недирективный неофициальный гипноз. Но это я СЕЙЧАС так считаю и знаю, и могу сие доказать. А вот, в те времена доказать я этого не мог, да и не знал еще толком что такое «языкоиды».Но косвенное разочарование – этого мало. Лидер первогруппы нелперов А.А. на встрече в Москве задал ей прямо вопрос и получил прямой от нее ответ – НЛП ее НЕ ИНТЕРЕСУЕТ как факт.Тогда была генерирована идея посмотреть вблизи - что такое делают традиционные гипнотизеры и таким путем лучше понять как устроено НЛП. Сказано – сделано. Райков в те времена рекламировал себя в журналах типа «Техника молодежи». Прочитали и решили в очередной поездке в столицу посетить.Приехали, нашли, посмотрели как работает. Пригласили к Академ городок. Подарили/дали почитать книгу «Из лягушек в принцессы». Книгу он так и не прочитал. Приехал и показал фокус с перевоплощением. Оказалось что техника гипнотизации очень своеобразная – тотальное физическое прерывание. Техника внушений жутко директивная. Не каждому такое подойдет. И теперь, по сути. Основные тезисы вынесу в начало.(1) Гипноз «райковский» не имеет ничего общего с гипнозом нелперским/эриксонианским.(2) Информация для перевоплощения содержится в самом подсознании. В подсознание такая информация попадает косвенно из обширного фонового/культурного/информационного контекста, в котором она может содержаться в рассеянном виде.(3) Собственно, способность подсознания...:--накапливать из фонового/культурного/информационного контекста очень специфические выборки или «программы»--строить на таких информационных выборках сложное поведение и уровневые навыки--в дополнение к сказанному строкой выше – в том числе и сами гипнотические феномены...такая способность находится в центре внимания в эриксонианском подходе (а далее и в НЛП) и является его основой:Initial Experiments Investigating the Nature of HypnosisMilton H. EricksonReprinted with permission from The American Journal of Clinical Hypnosis, October,1964, 7, 152-162.http://www.openmeta.org/163047--никакой другой не эриксонианский подход к гипнозу, в том числе и «неоэриксонианские» подходы даже и не понимают о чем идет речь в отношении: способности подсознания накапливать из фонового/культурного/информационного контекста очень специфические выборки или программы.(4) Гипнотической посыл на перевоплощение и выдачу неких продуктивных характеристик той или иной деятельности/творчества задействует дополнительно активное ментальное «конструирование».(5) Максимальная отдача повышения продуктивности/творчества воспроизводится для видов деятельности, которые не требуют для себя обширных контекстов. Например, контекстом для демонстрации возросших навыков игры в шахматы является одна шахматная доска.(6) При переносе в жизнь «гинотические» навыки весьма заметно сдают. Требуется вторичное обучение для их закрепления....считает, что во время сеансов гипноза пациенты способны получать информацию от давно умерших людей.В частности, Эриксон считал, что все такие получения информации и т.п. развиваются как «сконструированные» на искреннем подсознательном уровне представления. Гипнотизеру нужны потусторонние общения. Пожалуйста, гипнотический субъект как бы разыгрывает требуемое, раз так того от него требуют.
Однажды студенту, находившемуся под гипнозом, Райков внушил, что он шахматист Поль Морфи, известный своими незаурядными способностями и блиставший в начале века. Студент, естественно, о Поле Морфи не слышал - о нем знают только специалисты - и тем не менее начал прекрасно играть в шахматы.(1) Студент не знал о Поле М. сознательно. Трудно сказать, что он знал о данном человеке подсознательно. Ненулевая возможность что нечто студент знал.(2) Студент знал и сознательно и подсознательно что такое есть «шахматист».(3) Студент из контекста общения с Райковым знал, что просто какого-то левого шахматиста ему внушать не будут.(4) Умел ли студент до сеанса играть в шахматы? Несомненно. Как учился он игре в шахматы? Нетрудно сообразить – он имел доступ к информации как играть на высоком уровне. Что это было? М.б. это были книги, в которых описывались специальные позиции и партии, м.б. что-то еще.Причем на уровне мастера, что подтвердил присутствовавший на сеансе гроссмейстер Михаил Таль.На уровне мастера. По книге на уровень мастера можно выйти.После гипнотического сеанса у этого студента стали проявляться не только шахматные способности, но и качества, присущие Полю Морфи.Это делается/происходит просто. Наблюдающие на собственном подсознательном уровне начинают отбирать и поощрять – формировать – те элементы поведения студента, которые совпадают именно с поведением Морфи.Студент стал высокомерен, требовал большие гонорары за игру. Морфи этим особенно отличался.Да и содержание элементов поведения в рамках «чемпион шахмат» весьма невелико. А каким еще и быть чемпиону шахмат как не высокомерным? Он либо высокомерный, либо нет. Есть нет, тогда надо искать что еще ему свойственно. Так что, скорее он шахматист есть высокомерный.
В следующий раз доктор Райков ввел в состояние гипноза мужчину и женщину. Она стала актрисой Комиссаржевской, а он - художником Репиным. Между ними завязалась беседа в стиле XIX века. Разговор велся о живописи, театре - очень профессионально. Как видно, испытуемые считывали информацию, присущую Комиссаржевской и Репину.Ключевым является уровень образования для этих мужчины и женщины. Но, даже если они и не образованы, но, например, регулярно смотрели ТВ, то этого вполне достаточно. И вот, приходит время задать вопрос – а с чего на самом деле считывалась та информация? Ответ на это вопрос очень простой. Информация считывалась из бессознательного. Некая фоновая информация:--кто такие есть «актриса» и «художник»--чем они типично интересуются--как они разговаривают «на людях»--что типично говорят о живописи и театре в СМИ--и т.п.Далее, после такого «считывания» происходит «конструирование» правдоподобного поведения.
Статья "Моpфогенное поле": http://www.dreamer.ru/lit/magic/morph.shtmlВ начале 60-х годов пpажский психиатp Милан Рыжл и его московский коллега Владимиp Райков под действием гипноза заставляли испытуемых повеpить в то, что они -- pеинкаpнации pеальных истоpических личностей. Способности, откpывавшиеся у "увеpовавших", были феноменальны! Так, одна девушка, котоpую "убедили", что она была в пpошлой жизни Рафаэлем, научилась пpевосходно pисовать, хотя до того ее художественные таланты были на уpовне "точка, точка, запятая, вышла pожица кpивая".На этот фрагмент текста я бы выдал реплику с совершенно иными акцентами. Главное здесь то, что существуют распространенные и невероятно мощные социальные/контекстуальные/культуральные пресуппозиции/программы, заставляющие людей быть ограниченными. Типа, «Рафаэлям» дано, а остальному «быдлу» - нет. Стоит снять эти ограничивающие программы и человек оживает. Какими техническими средствами снимать? Да любыми. Райковские средства достаточно экзотические и отнюдь не массовые.
Статья "Послания из Зазеркалья": http://www.vitaura.com/forum/topic.php?forum=14&topic=82И наконец нельзя не упомянуть об опытах врача-гипнолога Владимира Леонидовича Райкова, одного из президентов Международной федерации теоретического и экспериментального гипноза. То, что делает Райков, поражает. Например, студенту технического вуза, владеющему английским языком «в объеме средней школы», то есть практически не знающему его, под гипнозом внушалось, что он студент Оксфордского университета и может говорить только по-английски. И происходила потрясающая метаморфоза: человек начинал блестяще объясняться по-английски и при этом уже ни слова не понимал по-русски.(1) Этот эксперимент доказывает, что среднестатистический студент (а мы надеемся, что именно такой участвовал в эксперименте) на уровне школы первых курсов вуза получает достаточную подсознательную загрузку информации о втором (английском) языке. Достаточную для совершенного владения языком.(2) Но, среднестатистический студент вторым языком не владеет. Это значит, что типовой набор ограничительных программ для среднестатистического человека огромен. При таком раскладе, гораздо большие усилия должны вкладываться не в развитие псевдо новых способов и форм обучения, а в процедуры ДЕПРОГРАММИРОВАНИЯ от постоянно действующих ограничительных программ.(3) Следующий доказательный факт вышесказанному – под воздействием гипнокреативной процедуры студент заговорил по-английски. Но перестал быть русским. А какое же это развитие, ежели человек вместе с негативом отключает весь свой стартовый даунлод, в ключая и конструктивные программы? Так что существует систематическая разница между ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕМ и примитивным вырубанием ограничительных программ.(4) Другим видом примитивного вырубания ограничительных программ является амнезия. Человеку предлагают напрямую забыть о каком-то определенном своем ограничении. Например, если человек курил ему просто внушают, что он никогда не курил – ему придется отрицательно галлюцинировать все места, где продают табак.
Необходимый контекстВ ходе другого эксперимента экс-чемпиону мира Михаилу Талю предложили сыграть шесть партий с испытуемым Николаем В. Первые три Николай играл в обычном состоянии, три другие — под гипнозом, когда Райков внушил ему, что он — выдающийся шахматист прошлого Поль Морфи.А шахматная доска есть вполне локальная реальность, которая может существовать в любом контексте.После сеанса Таль сказал, что в первых трех партиях он играл с человеком, едва передвигающим фигуры, а в трех последующих встретился с совершенно иным шахматистом — смелым, агрессивным, играющим несравненно лучше.Лучше, но не гроссмейстер.Райков творит настоящие чудеса. Люди, никогда ранее не умевшие рисовать, начинали у него писать картины, не знавшие нот под действием гипноза исполняют сложные музыкальные произведения.А вот, ежели научить человека разливать высоту гармонических звуков – то и музыкальных слух, и все остальное появится само по себе:
Во время другого опыта Райков внушал студентам второго курса факультета журналистики МГУ образ кого-либо из выдающихся писателей — Тургенева, Толстого, Гоголя, который якобы в данный момент работает над своей рукописью. Комиссия из профессиональных литераторов затем сравнила сочинения, написанные теми студентами до начала опыта и после сеансов гипноза. По чистоте стиля, образности языка последние работы не шли ни в какое сравнение с первыми.Ну, с писательским мастерством все проще простого. Любой грамотный человек имеет в подсознании достаточное количество текстовых образов. И вот такой вопрос – это какие по мощности и изощренности существуют стоп-программы, которые не дают возможности любому человеку писать эффективно?
Ещё пара ссылок о работе Владимира Райкова:Лет 30 назад В.Л.Райков проводил серию испытаний...http://mike-prass.livejournal.com/9418.html?thread=35786#t35786Активизация творческого состояния под гипнозомИнтервью с известным российским гипнологом В. Л. Райковым.http://www.liveinternet.ru/users/domdao/post54572384/Так вот, получается, что под гипнозом не творческое состояние, которое якобы спит, активизируется, - но выключаются стоп-программы, которые блокируют постоянно буксующее на одном месте творчество.Профессор Райков и доктор Разыграев проводят сеанс гипноза:Техника гипноза у Райкова весьма директивная. В транс для перевоплощений он вводил прерыванием – шоком. За шкирку и... крик - «СПААТЬ!!!».
http://www.igat.ru/video/gip_01.aviИгра на рояле в гипнотическом состоянии. До эксперимента девушка владела только базовыми навыками игры. Гипноз раскрывает творческий потенциал человека настолько, что после нескольких сеансов девушка будет играть так же хорошо уже без гипноза.У меня есть ужасная, демагогическая, просто-таки гнусная реплика в отношении подхода Райкова. Она очень плохая, но я не могу ее не воспроизвести. Вот она. Итак, прошло уже много много лет с начала его экспериментов по развитию творчества средствами директивного гипноза. Ну, сколько человек прошли через эти эксперименты? Это же не фабрика звезд - скорее всего - небольшие по числу десятки. Но даже из этого малого числа - достаточное количество людей получили эту гипно-творческую инициацию быть музыкантом, шахматистом, художником, писателем и т.п. Но НЫНЕ нет ни одного такого музыканта, ни шахматиста и т.д. А почему? О потому что между директивным выключением ограничивающих человека внутренних/внешних программ и настоящим ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕМ есть огромная разница.Директивное гипно-творчество обещает и демонстрирует так много. Но по прошествию времени ничего от этих обещаний не остается. Проверено временем. Против этого - депрограммирование требует значительных усилий, все из которых себя оправдывают. И это проверено временем.И следующее. Так называемый коучерский подход, придуманный "матерью" чуть ли не всех отечественных нелперов, является миниатюрной моделью райковского подхода. Точно так же, коучеры нажимают на инициацию всяческих позитивных изменений и требуют игнорировать необходимое И ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕ стоп ресурсов.
http://www.igat.ru/video/gip_02.aviЭта девушка - студентка математического факультета МГУ - находится в гипнотическом состоянии в образе известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской. Обратите внимание какой творческий подъем она испытывает. Каждый ли профессиональный актер может сыграть так вдохновенно?Ну, в этом примере вообще ничего не показано. "Вдохновенная" игра - это что-то из беллетристики.http://www.igat.ru/video/gip_03.aviА этот юноша - студент-математик - в гипнотическом состоянии пишет картину (хотя прежде этим никогда не занимался). Замечательно, что будучи в гипнотическом состоянии человек спорит с гипнотизерем, не соглашается с ним, активно отстаивает свою точку зрения, а не является послушным "зомби", как считают некоторые "теоретики" гипноза.Но он не может противостоять внушению "быть художником". Так что.http://www.igat.ru/video/gip_04.aviВ этом эксперименте В. Л. Райкова русской девушке (не говорящей на английском) в гипнотическом состоянии внушили, что она - англичанка. Разве она производит впечатление спящей? Замечательно, что после этих экспериментов девушка научилась не только говорить но, по ее утверждению, и думать на английском языке.Опыты с языком показывают, что любой человек может выучить языки уже в школе/институте очень легко и к их окончанию фактически их УЖЕ ЗНАЕТ. Но это свойство/знание просто заблокировано.http://www.igat.ru/video/gip_05.aviОчень интересный сюжет с точки зрения природы гипнотического состояния: молодому человеку в гипнотическом состоянии внушен образ художника Репина. И теперь он не узнает современный магнитофон и фотоаппарат, которые показывает ему гипнолог. Но самое интересное то, как юноша прерывает словами "ваши вопросы окончены..." настойчивые "приставания" гипнолога. Он вовсе не является послушным "зомби", как думают некоторые "теоретики" гипноза.А это самое главное. "Репин" не может жить в современном окружающем мире, который ему не знаком. И самое главное. "Репин" не был знаком ни с какими гипнологами. Он с ними просто не должен общаться и должен их даже отрицательно галлюцинировать.http://www.igat.ru/video/eskiz_01.jpgРаскрытие художественных способностей под гипнозом. Карандашные эскизы студента-математика: Рис.1 - до гипноза, Рис.2 - первые дни в гипнотическом состоянии, Рис.3 - через неделю в обычном состоянии (без гипноза).А через год? А через десять лет? А далее? Так вот на этой шкале студент математик просто ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС ко всем этим штукам с рисованием. И чем он тогда отличается от человека, который не умеет рисовать? Обо не рисуют, и обоим это не интересно.
когда-то столкнулся с тем, что тогда назвал "подсознательными убеждениями" то, что очень определяло многие факторы личности, которые как считал до этого были не доступны вообще сознательно этому человеку, т.е. что-то недоступное для сознания. тогда очень удивило, что это могло мне ээ передаться в виде вполне конкретных ощущений, вполне конкретных чувств, убеждений. И я удивился, что за какими-то (весьма базовыми принципами человеков) были обычные убеждения.как это было. экспериментировал с творческим тренингом, который придумывал почти после каждого занятия))). и для того чтобы знать эээ куда идти моделировал тех кто участвовал в этом. и однажды столкнулся именно с таким опытом.тогда очень поразило, что некие почти генетические вещи могут представляться как убеждения.
когда-то столкнулся с тем, что тогда назвал "подсознательными убеждениями" то, что очень определяло многие факторы личности, которые как считал до этого были не доступны вообще сознательно этому человеку, т.е. что-то недоступное для сознания. тогда очень удивило, что это могло мне ээ передаться в виде вполне конкретных ощущений, вполне конкретных чувств, убеждений. И я удивился, что за какими-то (весьма базовыми принципами человеков) были обычные убеждения.За принципами - убеждения. Это так.как это было. экспериментировал с творческим тренингом, который придумывал почти после каждого занятия))). и для того чтобы знать эээ куда идти моделировал тех кто участвовал в этом. и однажды столкнулся именно с таким опытом. тогда очень поразило, что некие почти генетические вещи могут представляться как убеждения.М.б. вы хотели написать наоборот: поразило, что именно убеждения отвечают за вещи, которые кажутся "генетическими"?
М.б. вы хотели написать наоборот: поразило, что именно убеждения отвечают за вещи, которые кажутся "генетическими"?Да. Срабатывают :)) стратегии ограничения) и куча прочитанных книг, где много говорилось о подавляющем влиянии генетических факторов.А в общем-то не знаю. Тогда подмывало на эксперимент, но так и не пошел против обнаруженных убеждений.
И вот такой вопрос – это какие по мощности и изощренности существуют стоп-программы, которые не дают возможности любому человеку писать эффективно?А какие, действительно?Интересно, что получается, если дать ребёнку возможность неограниченного творчества. Интересно найти, в каком возрасте разница между уровнем навыка в глубоком трансе-отождествлении и без него качественно увеличивается и определить, в связи с чем это происходит.
А через год? А через десять лет? А далее? Так вот на этой шкале студент математик просто ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС ко всем этим штукам с рисованием. И чем он тогда отличается от человека, который не умеет рисовать? Обо не рисуют, и обоим это не интересно.Они бы его отождествили с математиком великим и посмотрели, чего из студента бы вышло. То есть интересно, какое влияние в случае, если изначально интерес таки есть (и будет поддерживаться в независимости от отождествления).
--И вот такой вопрос – это какие по мощности и изощренности существуют стоп-программы, которые не дают возможности любому человеку писать эффективно?--А какие, действительно? Интересно, что получается, если дать ребёнку возможность неограниченного творчества. Интересно найти, в каком возрасте разница между уровнем навыка в глубоком трансе-отождествлении и без него качественно увеличивается и определить, в связи с чем это происходит.(1) Какие? Изучайте:--теорию пренатальных матриц Грофа--фрейдизм--транзактный подход--и кучу всего еще – всякая психотерапевтическая теория она только и описывает как человек неправильно функционирует.(2) Еще раз. Дело не в том, что человек недополучает творчества, человек переполучает ограничения на творчество.
http://www.igat.ru/video/eskiz_01.jpgРаскрытие художественных способностей под гипнозом. Карандашные эскизы студента-математика: Рис.1 - до гипноза, Рис.2 - первые дни в гипнотическом состоянии, Рис.3 - через неделю в обычном состоянии (без гипноза).metanymous: А через год? А через десять лет? А далее? Так вот на этой шкале студент математик просто ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС ко всем этим штукам с рисованием. И чем он тогда отличается от человека, который не умеет рисовать? Обо не рисуют, и обоим это не интересно.eugzol_lj: Они бы его отождествили с математиком великим и посмотрели, чего из студента бы вышло. То есть интересно, какое влияние в случае, если изначально интерес таки есть (и будет поддерживаться в независимости от отождествления).metanymous: Они отождествляли чаще именно с великими.
Как я понимаю, eugzol_lj выразил недоумение тем, что студента-математика отождествляли с великим художником. Его предложение: студентов-математиков (интересующихся, увлекающихся, и в будущем профессионально занимающихся...) отождествлять с великими математиками, а с художниками - художников.
Как я понимаю, [info]eugzol_lj выразил недоумение тем, что студента-математика отождествляли с великим художником. Его предложение: студентов-математиков (интересующихся, увлекающихся, и в будущем профессионально занимающихся...) отождествлять с великими математиками, а с художниками - художников.А все очень просто. Прорезавшиеся способности рисовать можно тестировать тут же и эффектно демонстрировать окружающим. Чего не сделаешь с математическим даром.