[userpic]

Режимы работы Субстрата и сновидческие практики

ailev в Openmeta (оригинал в ЖЖ)

Metapractice
Реликтовые состояния: сон
  Реликтовые состояния: сон bowin
Прогуливаясь по прежним местам, кое-что прихватил
  10. Прогуливаясь по прежним местам, кое-что прихватил metanymous
    ... metanymous
Openmeta
Ранжированный список тем опенметы
  Ранжированный список тем опенметы metanymous
От Cамости к Космическому Сознанию
  От Cамости к Космическому Сознанию metanymous
    ... metanymous
Что не является просветлением
  Что не является просветлением metanymous
    Некоторые близкие темы в опенмете metanymous
Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты
  Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты metanymous
    Модели РазвитияПороговогоСознания metanymous
У Эриксона был РежимСвидетеля
  У Эриксона был РежимСвидетеля ailev
    Машины, танки и самолеты. metanymous
Disclaimer: данный текст ни в коем случае не должен считаться руководством к действию, ибо а) непонятна техника безопасности по работе со всеми этими НастроямиСознаниями (сами понимаете, неумело можно Субстрат не столько Настроить, сколько Расстроить ;) и б) это тема отдаленного будущего, когда у нас будет отработана модель ДлинныхТекстов. Сейчас же этот постинг можно рассматривать как упражнение в переводе странных теорий психологии (в данном случае -- теории Кена Уилбера, кратко изложенной в A Summary of My Psychological Model--Or, Outline of An Integral Psychology) на введенное нами множество понятий Метлана.
Итак, начитавшись Ken Wilber: меня порадовало, что нашел более интересное, чем у Питера Врицы моделирование НастроевСознания (эта статья Врицы была опубликована в NLP World и даже переведена на русский. Желающие могут поискать ссылку, а я пишу пока по памяти). Ибо у Врицы это феноменологическая модель "духовного религиозного опыта" ("бывает так, а бывает и эдак"), а у Wilber подводится простое и изящное практически нейрологическое (100% модель) обоснование этого опыта, не слишком привязанное к "духовности" и даже к религии (просто в этих областях подобные состояния спонтанно случаются чаще, чем в обыденной жизни; либо есть специальные практики, к ним приводящие). Брайен Ван дер Хорст рассказывал на семинарах, что это нейрологическое обоснование просто проверяется в эксперименте: они снимали электроэнецефалограмму с самого Кена, когда он вгонял себя в разные НастроиСознания -- и все режимы работы мозга (бодрствование, дрёма, сон, глубокий сон) явственно были видны на энцефалограмме, в то время, как Кен продолжал разговаривать с удивленными экспериментаторами. Брайен сказал, что есть видео с этим экспериментом.
Я ввожу термин НастроиСознания вместо "состояний сознания" (state of consciouness), ибо в ОпенМете мы считаем Человека состоящим из отдельно сознания и отдельно отелесненного бессознательного (Субстрата). Состояния субстрата мы недавно обозвали Настроями (избавившись от излишней дигитальности и статичности в термине), поэтому состояния субстрата (режимы работы отелесненного бессознательного), связанные с особенностями работы сознания тоже логично было бы назвать НастроиСознания. В таком названии (вместо "состояний сознания") акцент делается не столько на само состояние сознания, сколько на состояние субстрата -- отелесненного бессознательного. Мне кажется, что такой неожиданный акцент от введения нашей терминологии крайне упрощает все рассуждения в данной замутненной поколениями эзотериков и прочих мистиков области.
Уилбер практически подтверждает такую теорию, где сознание "живет" на Субстрате, имеющем разные Настрои. Эти Настрои настолько разные, что я бы ввел для их названия особое слово -- Режимы. Но я пока боюсь это делать прямо сразу -- ибо НастройСознания в нашем языке уже означает упоминание субстрата через само слово "настрой", а вот РежимСознания новичок в ОпенМете может приписать не субстрату, а самому сознанию, чего не хотелось бы). Эти Настрои/Режимы предопределены биологически, любой человек (и не только человек ;) их имеет: бодроствование, дрёма/быстрый сон, глубокий сон. Наш Субстрат ежедневно бывает в этих Режимах, и по нескольку раз.
То, что я вычитал у Кена, очень похоже на базовый посыл НЛП о человеческом опыте, который "внутри" представлен теми же зрением, слухом, нюхом и т.д., ибо ничего другого вообразить человек не может. Кен так же говорит, что все эти "состояния высшего опыта" представлены теми же режимами работы субстрата, которые доступны любому человеку, даже ребенку: бодрствование, дрёма, глубокий сон. И демонстрирует это в эксперименте. Это и подкупает: 100% модель.
Такой подход объясняет, почему все эти "духовные и религиозные опыты" спонтанно появляются у разных людей независимо от любой психической тренировки и выбранной или невыбранной религии (как это подробно описывал Питер Врица в своем моделировании). Проявляются, поскольку для любого человека эти Настрои привычны, люди их имеют подолгу ежедневно. Непривычно только то, что Сознание может работать в каждом из этих Настроев/Режимов, а не только в бодрствовании. Кен утверждает, что может влегкую, только без тренировки -- оно в этих режимах может находиться временно. При тренировке Сознание может работать в других Настроях/Режимах постоянно, в этом и есть ВеликаяФишкаЭзотеризма. Он говорит, что в тренировке можно развить последовательное удержание Сознания в этих следующих в дополнение к обычному "высших" (или "трансперсональных" по другим традициям называния) НастрояхСознания, которые соответствуют дрёме и глубокому сну. Кен подчеркивает, что "традиции мудрости" (всякие там веданты, нагвализмы и прочие) считают, что Сознание в этих Настроях находится не в главном Теле, а в "тонком теле" при дрёме и "очень тонком теле" при сне, и тем самым сознание всегда связано с соответствующим телесным Субстратом, никогда сознание не отрывается от тела. Для нас, думаю, эта гипотеза (как минимум, пока) излишняя -- можно просто считать, что само Тело и его неотъемлемое бессознательное могут находиья в существенно разных "аппаратных" Режимах, отсюда и существенно разный опыт сознания.
Дальнейшее рассуждение Кена про то, что Сознание внутри каждого Режима может иметь несколько четко различающихся уровней Структуры (он считает, что по два-три уровня структуры на каждый Режим) мы пока легко можем отнести к вариациям Настроя, раз уж сами Режимы оказались такими Настроями.
Главное у Кена -- это то, что временно все эти Режимы и их Подрежимы/СтруктурыСознания любой человек может испытать безо всякой тренировки в любой момент, ибо это всего-навсего задействована "аппаратура", которая и так ежедневно упражняется со сном -- просто Сознание может случайно задрейфовать в другой Режим (точнее наоборот -- Сознание остается, а Субстрат дрейфует по Настроям в сильно другой Настрой/"аппаратно" другой Настрой/другой Режим. Другое дело, что для постоянного пребывания Сознания в другом Режиме нужна тренировка, которая делает доступными для полноценной сознательной деятельности последовательно все
Подрежимы (Кен их насчитывает штук так девять, говоря, что разные традиции различают их от 6 до 12). Опять же, "уровни" тут только в том, что постоянно удерживать Сознание в каком-то Подрежиме (точнее -- удерживать Субстрат в каком-то Подрежиме, чтобы он не удрейфовал из-под Сознания ;) можно только тренируя Субстрат последовательно на эти уровни. А ежели дрейф спонтанен -- то он идет безо всяких "уровней", из любого в любой. Нам это замечание важно, ибо оно может вводить понятие ЦепочкиНастроевСубстрата/Сознания, каждый из которых нужно развить и закрепить, перед тем, как попадать в нужный -- эта модель может быть важной компонентой каких-либо стратегий обучения, необязательно обучения удерживанию Сознания в рыпающегося из-под него в разные стороны Субстрата. Понятно, что длительная тренировка дает трансформацию, метанойю. Он еще обсуждает "патологии", заключающиеся в недостаточности развития какой-либо уровневой ступеньки перед тем, как тренировать следующие уровни (так и вспоминаются страницы книжки одного из толтеков про строгую последовательность в развитии ОсиСновидения, и патологий, вызываемых этими несоблюдениями). Хотя сам Кен обсуждает это развитие/тренировку каждой ступени/подрежима в странных категориях развития "морали", "мышления", "осознания себя".
Мы не будем сейчас обсуждать природу этих Подрежимов (хотя есть намеки: скажем, при гипотезе "настоящих трех тел", каждый из соответствующих Субстратов может быть в трех режимах, что дает нам всего девять Режимов -- ФизическоеТелоБодрствует, ФизическоеТелоДремлет, ФизическоеТелоСпит, ТонкоеТелоБодрствует, ТонкоеТелоДремлет, ТонкоеТелоСпит, СверхтонкоеТелоБодрствует, СверхтонкоеТелоДремлет, СверхтонкоеТелоСпит). Оставим это тем исследователям, которые захотят моделировать exellence в йогистике ;)
А теперь желающие опенметисы идут и читают заново все труды Кастанеды и прочих толтеков, где поминаются сновидческие практики (не пойдем же мы читать всякие там йоги и ламаизмы, как это делал сам Кен ;). И можно также вернуться к разговору про Первое,Второе,ТретьеВнимание. И можно подумать о том, в каком Подрежиме лучше вести МоделированиеЧеловеков (а то, что оно ведется в специфических ПодрежимахСубстрата/НастрояхСознания, а не просто так, представляется уже очевидным) и вообще, куда можно приспособить доступность Сознанию других, нежели обычное бодрствование и внимание Режимов и их Подрежимов.
И никакой мистики, религии и прочей эзотерики -- только вполне биологически обсусловленные разные режимы работы тела, во всех из которых Субстрат бывает каждый день. Почему Сознание не следует в эти режимы столь же автоматически и ежедневно у большинства людей, и нужно ли это эволюционное "достижение" исправлять (как говорят программисты -- "бага это или фича?" ;), является отдельным вопросом.
Это я все отвлекаюсь от моделей ДлинныхТекстов, которые нам нужны в том числе и для того, чтобы писать такие постинги.

22 комментария

сначала старые сначала новые