(Глава из книги "Психология артистической деятельности")
http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20000109
Детекция лжи
Если вспомнить замечание Джорджа Бернса о том, что актерское мастерство — это умение "притворяться искренним", то очевидно, что для артиста-исполнителя будут наиболее интересны исследования, посвященные выявлению побочных признаков эмоциональных переживаний. Далее мы коснемся вопроса, каким образом человек может выдать свою неискренность.
Пытаясь скрыть свои эмоции, люди нередко вполне преуспевают в контроле над выражением лица, но выдают себя характерными телодвижениями. Ложь с трудом распознается по лицу лишь, однако, как обнаружили Экман и Фризен (Ekman, Friesen; 1974), лгущий человек может выдать себя, невольно поднося руку к лицу (словно пытается прикрыть рот и удержать его от лжи). Прикосновение к лицу не всегда означает, что говорящий лжет, но часто указывает на испытываемое им напряжение того или иного рода. Лгущие люди чаще пожимают плечами, словно какая-то часть их личности пытается снять с себя ответственность за произносимую неправду. Кроме того, пытаясь солгать, человек нередко ерзает и вертится на месте, как будто испытывает общее беспокойство или хочет поскорее выйти из неудобной ситуации.
Даже если выражение лица лгущего человека с виду остается нормальным, при замедленном просмотре видеозаписи иногда обнаруживаются мимолетные признаки тревоги например, гримасы, длящиеся всего какие-то доли секунды. По-видимому, мозговой центр более высокого уровня быстро "отменяет" эмоциональную экспрессию, которая автоматически запускается по сигналу с более низкого уровня, и велит лицу "закрыться". В наше время для проверки намерений политиков потенциально враждебных стран используется покадровый анализ видеозаписи.
Современные исследователи (например, De Paulo et al., 1988) рассмотрели невербальные признаки сильно мотивированной лжи. В число их вошли расширение зрачков, повышение голоса, более отрывистое, чем обычно, произношение слов и запинки в речи. По сравнению с менее сильно мотивированными лжецами, люди, которые изо всех сил стараются солгать успешно, склонны к избыточному контролю за некоторыми жестами. Например, они реже моргают глазами, отводят взгляд и двигают головой и телом. Результаты исследований показывают, насколько сложной проблемой может оказаться детекция лжи. В нашей культуре принято считать, что люди с бегающими глазами — лжецы; поэтому мы едва ли купим подержанный автомобиль у торговца, проявившего такую особенность. Однако если люди изо всех сил стремятся, чтобы их ложь не была разоблачена, они нередко намеренно стараются исключить любые сигналы, которые, по их мнению, могут их выдать. В результате они превышают норму обычного визуального контакта с собеседником: вместо того, чтобы периодически отводить взгляд в сторону, они говорят неправду, неотрывно глядя ему в глаза. В то же время они старательно пытаются не моргать и не ерзать, поскольку широко известно, что это может свидетельствовать о намеренной лжи. Поэтому если обнародовать результаты исследований по проблеме детекции лжи, все открытия скоро могут стать бесполезными: в качестве признаков обмана придется обращать внимание на противоположные сигналы (преувеличенные проявления "честности").
Другие исследователи (например: De Turck, Miller, 1990) занимаются вопросом о том, на что именно наблюдатели обращают внимание, пытаясь распознать ложь. Результаты показывают, что основные признаки, по которым люди различают ложь, таковы (в порядке убывания значимости): лгущему человеку трудно начать говорить сразу; человек отводит глаза; часто меняет позу; делает много пауз в речи; реже улыбается; говорит медленнее, чем обычно; повышает тон; допускает речевые ошибки. Интересно в данном списке то, что он плохо согласуется с реальными невербальными признаками обмана. Повышение тона и замедленная речь действительно могут указывать на ложь, однако остальные индикаторы давно утратили свою значимость (как мы уже видели, когда обман сильно мотивирован, по частой смене позы уже нельзя судить о лжи, поскольку человек сознательно стремится свести "выдающие" его движения к ми