[userpic]

Замедленное ускоренное обучение рисованию

ailev в Openmeta (оригинал в ЖЖ)

Metapractice
Uptime
  Uptime dvv7
    ... metanymous
    Re: Допустим... metanymous
Вчера побывал на курсах замедленного ускоренного обучения рисованию, разрекламированных anatoly.
За первый (из трех) честно отсиженный день было -- по моей оценке -- примерно 2 часа продуктивной работы, посвященной объяснению того, что рисование ничем не отличается от других творческих практик: требует измененного состояния сознания, в котором осуществляется медитативная синестезия между зрением, кинестетикой и собственно движениями ("вижу-чувствую-рисую"). По расспрашиванию установлено, что медитация ничем не отличается от медитации на предмете, она же была описана Пирсигом в "Дзен, или искусство ухода за мотоциклом" в эпизоде письменного описания подробностей кирпича, или даже монетки. Вся разница -- вместо практически автоматического словесного описания происходит "автоматическое письмо" рисующей рукой (на которую для тренировки поначалу нельзя смотреть, а для пущей необычности берется левая неведущая рука -- сознательное управление неведущей рукой происходит сложнее, а тут нужно передавить барьер сознания).
Итак, ты сидишь в дзенской медитации на предмете, а твоя рука воспроизводит твое визуальное погружение в предмет, с учетом эмоционального состояния. Соответственно (по версии первого дня), рисование сводится к а) управлению состояниями по линии эмоциональной компоненты состояний и медитативной техники повышенного осознания предмета и б) техникам реализации двигательной компоненты синестезии состояния, как рисовальной утилизации состояния.
То есть рисование -- это еще один вариант сенсорного декодера, когда в отличие от вербально-сенсорного декодера вербальная компонента ума/языка заменяется двигательной ума/руки-с-ручкой/кистью/карандашом. Сенсорно-двигательный Декодер этот работает в традиционных условиях аптайм транса: все внимание на предмете, внутренний диалог остановлен, и только Свидетелю можно наблюдать за тем, как рука (на которую, впрочем, смотреть совсем необязательно) рисует картину.
Соответственно, в тренинге были смешаны в одну кучу упражения на управления состояниями и собственно рисовательные (изобразительные, с карандашом в руках) техники декодера. Рисовали (декодировали) в итоге минут сорок за день. Маловато тренинга рисования на тренинге рисования...
Рисовательное сосредоточение на предмете требует некоторой замедленности (погружение внимания в линии какого-нибудь маленького листика папоротника может потребовать и двадцати минут, и трех часов), но эта замедленность почему-то была перенесена с собственно моментов медитаций-рисований (с понятными плюс-минус пять минут наведений/выведений вокруг этих моментов) еще и на весь тренинг целиком. Я там был все время в режиме idle. Этому способствовало и получение обратной связи тренерами путем подробного опроса каждого участника группы. Да еще попытка строить проблемное обучение для целой группы учащихся, у которых проблемы еще не появились (постоянный вопрос "какие есть еще мнения?!", когда мнений нет, а преподавателям явно говорят, что вопросы лучше бы задавали ученики, а преподаватели тут для того, чтобы на вопросы отвечать, а не пытаться вытянуть из учащихся незнаемые ими ответы насильно. Чтобы учащиеся узнали о себе или мире что-то новое, нужно им это что-то новое предложить. Пришли бы вы на лекцию по физике, и вам бы задавали вопросы -- "как вы думаете, какая природа очарованных кварков?" и настаивали, чтобы вы по этому поводу обязательно высказали свое просвещенное мнение, да еще и записывали бы это мнение на доске, да еще внимательно бы слушали каждого участника группы, что он думает о кварках и их типах -- когда эти участники про кварки и слышать не слыхали до того, а на лекцию пришли именно чтобы им рассказали про кварки, а еще лучше -- и дали попробовать. А как вам понравится часовой опрос группы, только что пришедшей на тренинг по рисованию на предмет "что такое рисование"?! Чтобы зафиксировать внимание на их нынешнем понимании и надежно заякорить его? Чтобы потом было труднее отказаться от собственных уже произнесенных о рисовании слов? Чтобы показать, насколько невежественны участники курса в преподаваемом предмете? Это я так, брюзжу -- но драгоценного времени-то безумно жалко!).
Понятно, что управлению состояниями за три дня не научишь -- тем более, что группа попалась удивительно разнородная в плане этих умений. С другой стороны, темп предъявления собственно рисовательной компоненты был настолько низок в первый день, и настолько маловероятно что сегодня и завтра дело пойдет быстрее, что я решил дальше на этот тренинг не ходить -- времени жалко.
Думаю, ежели этот тренинг полностью реорганизовать, выполнить нормальное моделирование (чтобы внятно объяснять найденные модели, а не, скажем, рисовать на доске два одинаковых слова "инсайт" для разных этапов творческого процесса, чтобы потом "проблемно" двадцать минут выяснять различность этих инсайтов -- один оказывался инсайтом идеи эмоционального/культурного содержания будущей картины, а другой -- визуальной формы), не делать упражнений, одинаково подходящих к театру, танцам и другим видам творчества, а тренировать именно рисовальные навыки -- тогда тренинг был бы не двух (из пяти) рисовальных умений за три дня, а всех и за два дня, без потери качества. Тогда я бы на такой трениг пошел. Надеюсь, такой шанс мне еще представится.
Вот эти пять умений, которые были отмоделированы (обратите внимание, что речь идет не столько об экспресии -- это делается "автоматическим письмом", каким-то чудом начинает работать "творческая часть", а именно о тренинге восприятия -- на что именно обращать внимания в своих рисовальных медитациях):
1. Восприятие линий (контур, жест)
2. Восприятие пространства
3. Восприятие света и тени
4. Восприятие пропорций и перспективы
5. Восприятие целостного образа
Надеюсь, anatoly и другие опенметисы, которые пошли на тренинг сегодня и еще пойдут завтра, напишут продолжение этого поста -- что там еще было на тренинге.

23 комментария

сначала старые сначала новые