https://metapractice.livejournal.com/558605.htmlСкажем, люди на полном серьёзе начинают обсуждать пространный текст по поводу поговорки "семь раз отмерь, один раз отрежь" - и говорят, "что, это нельзя всерьёз обсудить?". Хотя да, придут люди из agile тусовки и про этот отмер-отрез много чего наговорят. В принципе, в тамошнем споре неожиданно случился рациональный поворот: вместо обсуждения, нужно ли вообще репетировать, или творить прямо на выступлении, начали обсуждать -- что вообще такое репетировать, что именно нужно повторять, а что потом будет составлять импровизацию. Я в докладе про смарт фитнес (http://ailev.livejournal.com/1341660.html) говорю ровно про это, когда обсуждаю позы как контрольные точки и варианты входа-выхода в эти позы - последовательность прохождения этих поз и есть "импровизация", а основная фишка в том, что различаются паттерны движения (между позами) и сами позы как динамически проходящие контрольные точки (и направление их прохода важно - в одну и ту же позу можно прийти очень разными путями, и уйти из неё тоже. Это ж "машина состояний", блуждать по которой - сплошная импровизация!). Про многоуровневость того, что нужно репетировать - http://ailev.livejournal.com/1332624.html (в том числе там и отсылка к тексту про бейсик для танцующего интеллекта http://ailev.livejournal.com/1315064.html). В любом случае это правда: повторения фитнес-уровня это одно, а повторения паттернов и их связок над фитнес-платформой -- это другое. Импровизация потом работает на уровне выше фитнеса. И для хорошей импровизации очень важно, как именно выделять события-позы и как именно тренировать различные входы-выходы в эти позы. Если репетировать длинными кусками, то импровизации не будет. А если узнавать всё новые элементы, но не репетировать - тоже беда. Подробнее писал об этом в "об мастер-классы по кизомбе", http://ailev.livejournal.com/1324036.html, пункт 2. И это рассуждение легко обобщается на многие и многие практики, требующие импровизации.http://ailev.livejournal.com/1341758.htmlКроме демонстрации примера использования системного мышления для области, выходящей за рамки инженерии и менеджмента (системного фитнеса) в докладе были ещё и цели показать работоспособность того же хода инженерии дисциплины, который был сделан при создании курса системного мышления: восстановление онтологии предметной области из множества источников, опирающихся на общие системные представления. А ещё в докладе пример важности выбора уровня в системной холархии, причём в сложном случае психофизической системы - где человек одновременно и стейкхолдер, и рабочий продукт, и технология, и материал. Так, мы двигаемся не молекулами, не клетками, не мышцами с костями - это всё редукционизм, на этих системных уровнях нет эмерджентности, которая существенна для описания человеческого движения в его культурно-обусловленном многообразии. Обсуждать человеческое движение нужно на системном уровне ниже тела в целом, но выше сотен мышц и десятков костей - платформа движения человека существует на уровне психофизической системы миофасциального сжатия-растяжения (тенсёгрити), "гибких мачт". После выделения этого системного уровня можно ставить на его языке задачу обеспечения готовности человека к двигательной активности как таковой, ещё до специализации этой активности в рамках каких-то культурных паттернов поз и движений - общий фитнес для танцев, восточных единоборств и т.д.. Это продолжение темы "универсального двигательного процессора" и универсального обучения движениям, которую когда-то я поднимал с Борисом Майером (см. обучение тайцзицюаню вhttp://ailev.livejournal.com/1013825.html).http://ailev.livejournal.com/1341660.html