Универсальные законы звукоизвлечения и игры на саксе.Итак, изучить/проверить универсальные законы звукоизвлечения и игры на саксе.Ок.1. Длительность пассажей ограничена запасом воздуха в легких.1.1 Возможен вариант непрерывной игры - циркулярное дыхание - с использованием щек (выдох через рот при вдохе через нос)2. Существуют варианты2.1 прямого звукоизвлечения (звучит основная гармоника)2.2 звукоизвлечения передуванием (звучит близкая к основной, неосновная гармоника)3. Существуют типовые приемы акцентировки3.1 Стакатто - резкий отрывистый звук, язык делает движение "та"3.2 Тенюто - плавное, мягкое начало ноты, язык делает движение "да"3.3 Легато - собственно, без акцентировки, звук просто переходит от одного к другому за счет изменения состояния нажатых клапанов или передувания (смещение между гармониками)3.4 Тремоло или что-то типа того, язык делает движения "та-ка-та"4. Существует вариант смещения музыкального тона взятой ноты подстройкой мышц щек, изменением положения мундштука. Ноту легко можно опустить на полтона/тон.5. Можно менять тембр ноты - хрипловатый, хохочущий, ровный, вибрирующий - за счет изменений в ротовом аппарате (вся система мышц/зубов - амбушюр назыввается)6. Как правило, переход между нотами связан с изменением положения единственного пальца.6.1 Ноты первой и второй октавы идентичны по положению основных пальцев. Смещение октавы производится нажатием единственного октавного клапана.6.2 Некоторые ноты можно взять "по разному". В зависимости от требуемой мелодии, пальцовка может быть разной (для этого есть вспомогательные клапаны).7. Громкость игры на саксе может плавно варьироваться от полной тишины до весьма громкого звука, ограничиваемого, в частности, типом трости: мягкая трость "залипает" при сильном выдохе, твердая - продолжает выдавать звук с нарастающей громкостью....Это очень очень плохо.Плохо что? Что не понимаю, или мои ассоциации с саксофонистом, или сам такой саксофонист? :( Хм...
Универсальные законы звукоизвлечения и игры на саксе.Итак, изучить/проверить универсальные законы звукоизвлечения и игры на саксе.Ок.1. Длительность пассажей ограничена запасом воздуха в легких.1.1 Возможен вариант непрерывной игры - циркулярное дыхание - с использованием щек (выдох через рот при вдохе через нос)2. Существуют варианты2.1 прямого звукоизвлечения (звучит основная гармоника)2.2 звукоизвлечения передуванием (звучит близкая к основной, неосновная гармоника)3. Существуют типовые приемы акцентировки3.1 Стакатто - резкий отрывистый звук, язык делает движение "та"3.2 Тенюто - плавное, мягкое начало ноты, язык делает движение "да"3.3 Легато - собственно, без акцентировки, звук просто переходит от одного к другому за счет изменения состояния нажатых клапанов или передувания (смещение между гармониками)3.4 Тремоло или что-то типа того, язык делает движения "та-ка-та"4. Существует вариант смещения музыкального тона взятой ноты подстройкой мышц щек, изменением положения мундштука. Ноту легко можно опустить на полтона/тон.5. Можно менять тембр ноты - хрипловатый, хохочущий, ровный, вибрирующий - за счет изменений в ротовом аппарате (вся система мышц/зубов - амбушюр назыввается)6. Как правило, переход между нотами связан с изменением положения единственного пальца.6.1 Ноты первой и второй октавы идентичны по положению основных пальцев. Смещение октавы производится нажатием единственного октавного клапана.6.2 Некоторые ноты можно взять "по разному". В зависимости от требуемой мелодии, пальцовка может быть разной (для этого есть вспомогательные клапаны).7. Громкость игры на саксе может плавно варьироваться от полной тишины до весьма громкого звука, ограничиваемого, в частности, типом трости: мягкая трость "залипает" при сильном выдохе, твердая - продолжает выдавать звук с нарастающей громкостью.Это хорошо.А где паттерны последовательностей?
А где паттерны последовательностей?Например такой (простейший, встречающийся довольно часто у Кенни Джи, Дэйв Коза) - переход от соль к соль бемоль через фа, фа - фантомная нота, с малой длительностью:1. Нажаты три клапана левой руки - указательным, средним и безымянным пальцем - остальные свободны. Эта рука не участвует в паттерне движениями, она статична.2. Все пальцы правой руки - свободно расположены над клавишами.3. Начинается нота соль - любым способом, с акцентировкой или без.4. указательный палец правой руки быстро опускается на клапан "фа" и как только нота сменится на фа, а палец "стукнет" закрывая клапан - тут же опускается безымянный палец на клапан "ми", а указательный палец уже поднимается, отскакивает вверх5. Получаем соль-бемоль.Такие шаблоны, паттерны последовательностей вы имеете в виду?
--А где паттерны последовательностей?--Например такой (простейший, встречающийся довольно часто у Кенни Джи, Дэйв Коза) - переход от соль к соль бемоль через фа, фа - фантомная нота, с малой длительностью:1. Нажаты три клапана левой руки - указательным, средним и безымянным пальцем - остальные свободны. Эта рука не участвует в паттерне движениями, она статична.2. Все пальцы правой руки - свободно расположены над клавишами.3. Начинается нота соль - любым способом, с акцентировкой или без.4. указательный палец правой руки быстро опускается на клапан "фа" и как только нота сменится на фа, а палец "стукнет" закрывая клапан - тут же опускается безымянный палец на клапан "ми", а указательный палец уже поднимается, отскакивает вверх5. Получаем соль-бемоль.Типа того.Такие шаблоны, паттерны последовательностей вы имеете в виду?Вот здесь вы описали разные шаблоны:http://community.livejournal.com/metapractice/82765.html?thread=1081421#t1081421Из них могут быть значимые комбинации последовательностей. Примерно так.
Из них могут быть значимые комбинации последовательностей. Примерно так.В итоге, чего мы делаем дальше?На текущий момент я поставил себе несколько задач, а именно:1. Попробовать играть на виртуальном саксофоне, держа руками перед собой воображаемый саксофон.2. Найти видеозаписи сопрано-саксофонистов (пока не нашел даже в видеомагазинах... заходил в несколько - там больше поп музыка, рок, но почему то не джаз!) и поставив большое зеркало к экрану понаблюдать за их игрой.2.1 За движениями пальцев.2.2. За движениями тела2.3. За мимикойК последнему - я все же откопал маленький кусочек в интернете выступления саксофониста на сопрано (Kirk Whalum, Gospel according to Jazz).по 2.1 - Движения пальцев - трудно отслеживаются. Они, все же, довольно быстрые и не амплитудные...по 2.2 - Я замечаю связь между мелодией - переходами тонов снизу вверх и наоборот - и экспрессией/движениями исполнителя. Это ярко выраженные наклоны вперед назад, отклонение головы в сторону, приседания, повороты тела.по 2.3 - Мимика, кроме звукоизвлекательной (той которая просто по жизни необходима для звукоизвлечения - напряжение губ/надувание щек) дополняется, например, зажмуриванием, движениями бровей.Есть такой феномен - при отслеживании движений я довольно часто автоматически делаю такие же движения, как и исполнитель. В некотом роде включается синхронизация. Я так понимаю, что это так и должно быть.3. Попробовать как-то установить синестезию между звучанием и нажатием на клапаны саксофона.3.1 Возможно нужно устанавливать такую штуку не на конкретное нажатие, а на комбинацию/движение/переход/шаблон.
Наблюдая за игрой Кенни Джи заметил, что он играет направляя саксофон примерно на 20-30 градусов вправо.Кроме того, у него почти нет экспрессии на лице. Странно. Почти каменное, неподвижное лицо.Эти выводы сделал на основе фильма Кенни Джи "Greatest hits".