[userpic]

Учимся заполнять графические матрицы

bavi в Metapractice (оригинал в ЖЖ)

Ресурсы логической игры, выпуск 4

Ресурсы логической игры
  4. Учимся заполнять графические матрицы 3 bavi
Ресурсы логической игры Кэрролла
  3. Три правила создания вывода 68 metanymous
  2.2. Метод индексов Л. Кэрролла 94 metanymous
  2.1. Метод индексов Л. Кэрролла 5 metanymous
  1. Давно ожидающая своей очереди тема начата 8 metanymous
Ресурсы логической игры Кэрролла
  3. Три правила создания вывода metanymous
codenlp.ru
  http://codenlp.ru/wp-content/uploads/2011/03/gamelk.pdf
livejournal.com
  http://bavi.livejournal.com/217708.html
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/100041/100041_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/100335/100335_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/100465/100465_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/100961/100961_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/101238/101238_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/101726/101726_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/102062/102062_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/102195/102195_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/102436/102436_600.jpg
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/96187/96187_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/96302/96302_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/96748/96748_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/96864/96864_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/97093/97093_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/97394/97394_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/97601/97601_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/97958/97958_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/98227/98227_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/98364/98364_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/99344/99344_600.png
  http://ic.pics.livejournal.com/bavi/16279734/99752/99752_600.png
yadi.sk
  https://yadi.sk/i/5Q_vRGk-3GVUcf
Темы MetaPractice (21.08.19) - 242 темы
  Темы MetaPractice (21.08.19) - 242 темы metanymous
Multi-level communication
  4. Онтология полифункциональной multilevel communication metanymous
    Ресурсы metanymous
Темы MetaPractice (13.04.18) - 234 темы
  Темы MetaPractice (13.04.18) - 234 темы metanymous
Темы MetaPractice (10.11.17) - 231 темы
  Темы MetaPractice (10.11.17) - 231 темы metanymous
Зеркало metapractice
  Зеркало metapractice metanymous
    Re: Свободный выбор? bavi
http://metapractice.livejournal.com/507817.html
В своей книге "Логическая игра" Льюис Кэрролл предложил простой и эффективный способ решения силлогизмов Аристотеля. А также по мере прочтения книги и выполнения упражнений формируется навык генерации првильного вывода из  2-х (и даже более) посылок на основе графической матрицы, заполнение которой буквально на пальцах (двигать фишки в этой матрице предлагается именно пальцами/в нашем случае мышкой) показывает и последовательно объясняет саму суть метода.
Этот проход темы для тех, кто читал и хочет вспомнить тонкости метода и потренировать заполнение Матрицы.
Автор топика кратко и от простого к сложному напоминает читателям, что важно, какие правила есть, последовательность заполнения Матрицы и тонкости процессы создания Вывода. В результате тренировок создается графический Интерфейс решения классических силлогизмов. Ведь ВЫВОД, буквально, создается самим фактом заполнения Матрицы и, по-сути, процесс создания ВЫВОДА - это процесс заполнения Матрицы.
Для тренировок мы предлагаем файл в расширении powerpoint'а, в котором есть 2 страницы для простой (2 предиката) матрицы и Матрицы с 3 предикатами. Кто испытает непреодолимое желание ознакомится с книгой Л.Кэрролла "Логическая Игра", то ее можно скачать и выпоняя упражнения прикоснуться к методу и увидеть его внутреннюю красоту более детально.
Итак, приглашаем вас в путешествие.

Матрица Льюиса Кэрролла  это квадрат разделенный на 4 части, где ордината это Х, а абцисса это Y, на котором мы будем расмещать фишки красного и череного цвета.
Матрица
Фишки красного цвета означают, что в этой клетке есть хотя бы одна, а может и больше единиц Х или Y, а черная фишка означает, что в этой клетке нет вообще, т.е ноль  X и Y-ка.
Знакомство с матрицей ЛК  полезно начать с простых высказываний, по форме их всего 3 (по содержанию их будет больше - знак у предикатов может меняться на противоположный):
1) Некоторые X есть Y
2) Ни один Х не есть Y
3) Все Х есть Y
1) Некоторые X есть Y
Графическое исполнение этого высказывания будет таким:
Матрица1
2) Ни один Х не есть Y
Графическое исполнение этого высказывания будет таким:
Матрица2
3) Все Х есть Y
А это высказывание состоит из 2-х:
- Некоторые Х есть Y
- Ни один X не есть не-Y (Y')

И графически оно выглядит:
Матрица3
Назовем эту матрицу маленьклй или тренировочной.
Мы поним, что в классическом силлогизме есть еще и средний термин (предикат) М, поэтому для 3-х предикатов Л.Кэрролл дабавил к малой матрице еще дно измерение - большой квадрат, который разделен на 2 поля - это М и не-М, т.е два знака для среднего термина или предиката М, который, напоминаю, является обязательным и в 1 и во 2-ой посылках. Графически Матрица для решения классического силлогизма с тремя предикатами (Х, Y и M) будет выглядеть так.
Матрица4
где маленький квадрат целиком это M, а за его пределами это не-М. (Напоминаю, что и маленький квадрат и большой еще разделены каждый на четыре квадрата Х и не-Х, Y и не-Y. Например, высказывание, - "Некоторые не-Х есть М" графически будет выглядеть так:
Матрица5
, а высказывание, - "Некоторые не-Х есть не-М" будет выглядеть так:
Матрица6
Силлогизм это умение делать вывод из двух посылок-высказываний.
Мы выделили 5 различных типов таких суждений:
1) Все - Все - Вывод
2) Все - Некоторые - Вывод
3) Все - Ни один...не - Вывод
4) Ни один...не - Ни один...не - Вывод
5) Ни один...не - Некоторые – Вывод
"Все, некоторые и ни один" это кванторы, которые расположены перед предикатами Х, Y и М, где М - предикат, который присутствует в обеих высказываниях и отсутствует в выводе. Предикаты могут быть двух знаков (+) и (-), например:
1)
(посылка1) Все Х есть M
(посылка2) Все M есть Y
(вывод) Все Х есть Y
Все возможные формы/варианты силлогизмов (за исключение дублей) можно посмотреть здесь: http://bavi.livejournal.com/217708.html
Далее мы переходим к заполенению Матрицы для трех предикатов. Напоминаю, что в каждой посылке их будет всего по два - это Х и М или Y и M.
И начнем с самого простого.
а) Ни один Х не есть M
Матрица7
б) Некоторые не-Х есть не-М (уже рассмотрели выше):
Матрица6
Теперь нам важно понять, как будет выглядеть высказывание, типа, - "Все Х есть M".
Напоминаю, что оно состоит из двух:
- Некоторые Х есть M
- Ни один Х не есть не-М (*)
* объяснения есть в книге Л.Кэррола.
Т.е нам на Матрице необходимо графически разместить 2 посылки, выглядит это так:
Матрица8
Эти примеры размещения на Матрице одной посылки со средним термином, но наша цель научиться размешать 2 посылки на Матрице и извлекать информацию для Вывода.
При заполнении Матрицы с 2 посылками важно помнить о нескольких правилах.

II. ВСЕ - ВСЕ - ВЫВОД
Рассмотрим как можно размещать Общие посылки (1 и 2-ю) на Матрице (их, к слову сказать, по форме 6 вариантов):
Правило1: Впервую очередь на Матрице размещаеи ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ суждения Общих посылок, вида, - "Ни один Х/Y не есть М". Напоминаю, что внешний (справа) предикат меняет знак на противоположный.
Правило2: Затем размещаем Частные посылки, вида, - "Некоторые Х есть Y
1)
Все Х есть M
Все Y есть M
Распишем более подробно этот силлогизм:

1) Все Х есть M Состоит из 2-х:
- Некоторые ХМ
- Ни один Х не есть не-М
2) Все Y есть M также состоит из 2-х посылок:
- Некоторые YM
- Ни один Y не есть не-М
Порядок заполнения Матрицы:
1) Вносим в Матрицу отрицательные посылки:

- Ни один Х не есть не-М
- Ни один Y не есть не-М
2) Вносим в Матрицу частные посылки:
- Некоторые ХМ
- Некоторые YM
Матрица9
2)
Все Х есть M
Все Y есть M’
Распишем более подробно этот силлогизм:
1) Все Х есть M Состоит из 2-х:
- Некоторые ХМ
- Ни один Х не есть не-М
2) Все Y есть M’ Также состоит из 2-х посылок:
- Некоторые Yне-M
- Ни один Y не есть М
Порядок заполнения Матрицы:
1) Вносим в Матрицу отрицательные посылки:

- Ни один Х не есть не-М
- Ни один Y не есть М
2) Вносим в Матрицу частные посылки:
- Некоторые ХМ
- Некоторые Y не-M
Матрица11
3)
Все Х есть М
Все М есть Y
Распишем более подробно этот силлогизм:
1) Все Х есть М Состоит из 2-х:
- Некоторые ХМ
- Ни один Х не есть не-М
2) Все М есть Y Также состоит из 2-х посылок:
- Некоторые не-Y M
- Ни один М не есть не-Y
Порядок заполнения Матрицы:
1) Вносим в Матрицу отрицательные посылки:

- Ни один Х не есть не-М
- Ни один М не есть не-Y
2) Вносим в Матрицу частные посылки:
- Некоторые ХМ
- Некоторые не-Y M
Матрица10
Далtt по аналогии.
4)
Все Х есть М’
Все M есть Y
Матрица12
5)
Все M’ есть X
Все M’ есть Y
Матрица13
6)
Все M’ есть X
Все M есть Y
Матрица14

Вот мы разместили на Матрице 2 посылки. Осталось сделать вывод.
Вывод тоже будем делать графически.
1) ВЫВОД НЕВОЗМОЖЕН (ни одна клетка не заполнена гарантировано)
2)
Матрица15
Вывод это заполненность клеток: 11,12,13. в малом квадрате. Запись вывода - это квадрат в правом верхнем углу.
И как вы помните эти три точки означают 3 посылки: две частные и отрицательная
- Некоторые Х есть не-Y
- Не идин Х не есть Y
- Некоторые Y есть не-Х
Вывод читается по частной посылке, на первое место ставиться Х (так как горизонтальное размещение кружков или знак меняет Y).
Итак выводов в силлогизме целых два общих:
Все Х есть не-Y
Все Y есть не-Х
3)
Матрица16
Вывод: Все Х есть Y
4)
Матрица17
Вывод: Некоторые Y есть не-Х
5)
Матрица18
Вывод: Некоторые ХY
6)
Матрица19
Вывод: Ни один не-Х не есть не-Y

Графическая матрица дает возможность визуально наблюдать как создается вывод.
Буквально, заполнением Матрицы мы создаем ВЫВОД.
МАТРИЦА есть ИНТЕРФЕЙС для решения классических силлогизмов
Матрица

3 комментария

сначала старые сначала новые