[userpic]

... 

ailev в посте Openmeta (оригинал в ЖЖ)

Metapractice
Обучение
  N+3. Обучение детей, сетЕй и системноинженеров metanymous
Openmeta
Обучение детей, сетЕй и системноинженеров
  Обучение детей, сетЕй и системноинженеров metanymous
Первые две цитаты -- противопоставление устной передачи знания через беседы-разговоры и письменной, через учебник (вернее, body of knowledge -- там ведь и обновления предполагаются. У меня учебник уже второй версии в этом году, в слайдах для текущих тренингов он существует уже в виде третьей версии).
А в "восточных традициях" -- это как в советской школе, через мастерство учеников, в полном игнорировании отчуждаемости и автоматизируемости использования в компьютерах знания.
Вот я бы от восточных традиций отплывал. kajhe сделал тут только полшага: изменил способ описания с метафорических описаний на более-менее прямые буквальные, "европейские". А вторые полшага не сделал -- не написал подробный учебник, со ссылками на литературу и объяснениями. Ну, и не сделал главного шага на компактификацию знания: в устной традиции он открыл "двигательный процессор", но занимается только частным приложением к тайцзи, не обобщает на другие практики.
У меня же начало в письменной традиции, затем переработка (гармонизация) письменной традиции -- я воспользовался для этого необходимостью перевода на русский язык, это сильно упростило дело. И сам я эту письменную традицию продолжаю, у меня есть учебник.
Теперь есть и аспиранты, и ученики, но они все начинают с учебника. Я нужен не для пересказа учебника, как магнитофон, а для пополнения-обновления учебника и помощи в затыках по связи учебника (дисциплины) и жизни (технологии) в общую практику.
И задачи теперь:
-- дидактическая (минимизация содержания учебника, последовательность подачи, примеры для объяснений, примеры-задачи для тренировки). На данный момент дидактическая компонента целиком выполняется с тренером, очень мало материала для самостоятельной работы -- сам учебник в текущем его виде плохо понимаем. Мало кто читает не только учебник, но и помянутую в нём литературу (где более подробные объяснения), мало кто читает текст учебника внимательно, мало кто читает текст учебника дважды. Студенты, которые читали текст дважды, делятся опытом: второй раз он воспринимается как совсем другая книга (хотя это как-то мной запланированный эффект. В третий раз будет ещё круче!).
-- продолжение работы (охват новых предметных областей и коррекция начального знания при прихвате нового материала). Психическая инженерия (не хотел бы говорить "психотехника", как системная инженерия у нас стала в силу особенности переводов "системотехникой", ну и "психотехника" уже занятый в русском языке термин) может быть как раз такой предметной областью, наряду с программной инженерией, инженерией знаний, инженерией систем машинного обучения, системным менеджментом, и т.д..
Вот прямо сейчас делается проход по инженерии предприятия, с выходом на системный менеджмент (системный вариант инженерного менеджмента).

7 комментариев

сначала старые сначала новые