http://metapractice.livejournal.com/308709.htmlНеожиданная победа явного аутсайдера. Раковая опухоль, обнаруженная при повторном сканировании. Парень из фин.отдела, тайком присвоивший деньги компании... Ситуация может каждый раз быть другой, но мы слышим самих себя, повторяющих снова и снова: "Я знал что так будет всё это время".Проблема в том, что слишком часто мы ни о чём подобном не подозревали, мы только чувствуем, как будто бы знали об этом. Этот феномен, определяемый исследователями как "необъективность ретроспективного взгляда" (hindsight bias) - одна из широкоизученных ловушек принятия решения, зафиксированная в самых разных сферах, включая медицинские диагнозы, финансовые операции, атлетические соревнования и политическую стратегию.В новой работе, опубликованной в сентябрьском выпуске журнала "Перспективы психологии", авторы делают обзор существующих исследований по такому сдвигу ретроспективного взгляда, выясняя различные факторы, делающие нас столь подверженными этому феномену, а также устанавливая определённые пути, по которым мы можем ему противостоять. Также, эта статья является первой попыткой сведения вместе всех инсайтов по этой проблеме, полученных в разных дисциплинах.Авторы делают предположение существования трёх уровней отклонения ретроспективного взгляда, где каждый следующий уровень надстраивается поверх предыдущего, от простых процессов, связанных с работой памяти, до более высокоуровневых, опирающихся на умозаключения и убеждения/веру. Первый уровень такого сдвига, нарушение памяти, включает ложную память об изначальном мнении или суждении ("Я говорил это должно случиться"). Второй уровень, неизбежность, центрируется на нашей вере в неизбежность события ("Это должно было случиться"). И третий уровень, способность предвидения, включает нашу веру, что мы лично могли предвидеть данное событие ("Я знал, что это случится").Исследователи доказывают существование определённых факторов, подпитывающих в нас тенденцию к необъективности ретроспективного взгляда. Результаты работы показывают, что мы селективно вспоминаем информацию, которая подтверждает мысль, что то, что мы знаем является правдой, и мы пытаемся создать внутренний пересказ, формирующий смысл из доступной информации. Если такое повествование формируется в нас легко, мы интерпретируем его, как означающее, что результат должен был быть предсказуемым. Более того, исследование наводит на мысль, что мы нуждаемся в определённом исходе событий, который мотивирует нас видеть мир вокруг, как упорядоченный и предсказуемый, и делать всё что мы в состоянии, чтобы поддерживать позитивное видение самих себя.В конечном счёте, необъективность ретроспективного взгляда имеет значение, потому что она становится на пути нашего обучения на основе личного опыта."Если в своих чувствах вы считаете, что и так знали это всё время, это означает, что вы не остановитесь, чтобы попытаться понять, почему что-то реально произошло. Особенно трудно часто убедить закалённых в принятии решений, что они могут пасть жертвой необъективности ретроспективного взгляда".Интересно, что использование технологий может ещё ухудшить положение вещей. "Как это парадоксально ни звучит, технологии, обеспечивающие нас упрощёнными способами понимания сложных паттернов -- от финансового моделирования до отслеживания коммуникационных связей в террористических сетях -- могут на самом деле значительно увеличить необъективность ретроспективного взгляда".Остаётся вопрос, что мы можем (если что-то можем) сделать, чтобы изменить ситуацию?Учитывание и рассмотрение противоположности может быть эффективным способом преодоления такого нашего когнитивного дефекта, по крайней мере, в некоторых случаях. Когда мы пытаемся рассмотреть и объяснить, как нечто, что не случалось ранее, могло случиться, мы должны противодействовать и нейтрализовать нашу обычную склонность выбрасывать информацию, плохо согласующуюся с нашим внутренним изложением ситуации. Как результат, мы можем достичь более детальной перспективы и увидеть более тонкие нюансы в причинной цепочке событий.Источник: ScienceDaily (Sep. 6, 2012)http://www.sciencedaily.com/releases/2012/09/120906123324.htmhttp://larkin-donkey.livejournal.com/84492.html
Неожиданная победа явного аутсайдера. Раковая опухоль, обнаруженная при повторном сканировании. Парень из фин.отдела, тайком присвоивший деньги компании... Ситуация может каждый раз быть другой, но мы слышим самих себя, повторяющих снова и снова: "Я знал что так будет всё это время".(1) Во-первых этот факт следует рассматривать с точки существования способности к предугадыванию в нескольких его формах:--способности к предвидению--к предчувствию--предсказанию...и в данном случае реплика: "Я знал что так будет всё это время", - означает:--что существовало предугадывание в отношении различных определенных вариантов/событий в будущем в форме именно предсказания--далее, событие наступило--по наступлению предсказываемого события произошла его оценка/референция/осознания
Проблема в том, что слишком часто мы ни о чём подобном не подозревали, мы только чувствуем, как будто бы знали об этом. Этот феномен, определяемый исследователями как "необъективность ретроспективного взгляда" (hindsight bias) - одна из широкоизученных ловушек принятия решения, зафиксированная в самых разных сферах, включая медицинские диагнозы, финансовые операции, атлетические соревнования и политическую стратегию.Здесь речь идет по-меньшей мере о трех разностроных феноменах:--наличию работающего процесса предугадывания в той или иной его форме--наличию постоянного недостаточного осознания вышеуказанного процесса предугадывания--плохому считыванию СОВЕРШИВШЕГОСЯ угадывания, вне зависимости от его эффективностиЭтот феномен, определяемый исследователями как "необъективность ретроспективного взгляда" (hindsight bias) - одна из широкоизученных ловушек принятия решения, зафиксированная в самых разных сферах, включая медицинские диагнозы, финансовые операции, атлетические соревнования и политическую стратегию.Указанный "ретроспективный взгляд", например, в форме реплики внутреннего диалога, является функцией/делом совершенно побочным в этой теме. Данный "ретроспективный взгляд", который чаще и взглядом-то не является, суть внутренний голос из известной серии анекдотов. И этот внутренний голос, в итоге, заводит своего хозяина не туда куда надо. И в самом негативном финале выдает комментарий типа: нифига себе.Ситуация с таким внутренним голосом указывает на наличие конфликтных внутренних частей личности, которые осознаются только лишь частично и исполняют роль внутреннего террориста/провокатора.Как описывал один мой клиент (профф. водитель) такую ситуацию, - в данном случае, это было двухсторонняя пробка на узкой дороге со свободной разделительной полосой едва в ширину машины, покрытую чистым льдом.И голос тихо сказал одно только полувопросительное слово: а слабо? И клиент тот час же выехал на разделительную.И голос повторил: а слабо, - и клиент утопил педаль газа в пол. Но, он был великолепный водитель и уверенно удерживал машину на большой скорости на льду в этом узком коридоре между встречным и попутным потоком с зазором с каждой стороны только в несколько сантиметров.Внутренний голос оценил достижение и в третий раз спросил: а слабо? И клиент на полном ходу вырубил передний мост. Через пару минут он собрал боками своего джипа оба потока машин.
В новой работе, опубликованной в сентябрьском выпуске журнала "Перспективы психологии", авторы делают обзор существующих исследований по такому сдвигу ретроспективного взгляда, выясняя различные факторы, делающие нас столь подверженными этому феномену, а также устанавливая определённые пути, по которым мы можем ему противостоять. Также, эта статья является первой попыткой сведения вместе всех инсайтов по этой проблеме, полученных в разных дисциплинах.Еще раз - никакого "сдвига ретроспективного взгляда" в природе нет:--есть постоянная разница описания того, что происходит с различных ролевых точек зрения: (а) субъекта (б) оператора (с) контроллера, - вот последний из трех вполне может зафиксировать некий "сдвиг ретроспективного взгляда" у субъекта. Но, при этом сей "сдвиг" будет являться чистым артефактом, порождаемым разницей ролевых описаний между субъектом и контролером.--вне зависимости от вышеуказанного, существует и постоянно реализуется каждым субъектом на полу осознанном уровне процесс предугадывания тех или иных фрагментов/событий будущего--референтным интерфейсом в вышеуказанном процессе предугадывания, зачастую, выступает внутренний диалог или ВД, или Ad....когда приходить время зачетной оценки того или иного конкретного прогноза, то ВД, типично, выдает всякие забавные и характерные реплики. И эти реплики привлекают внимание сознания по простой причине - ВД представляет собой "двуликого януса". Одна его сторона является фрагментом сознания со всеми вытекающими из этого факта последствиями. А другая его сторона является интерфейсом и даже прямым голосом подсознания. А когда подсознание прямо говорит нечто сознанию, то для сознания это всегда слегка ошарашивающе.
Авторы делают предположение существования трёх уровней отклонения ретроспективного взгляда, где каждый следующий уровень надстраивается поверх предыдущего, от простых процессов, связанных с работой памяти, до более высокоуровневых, опирающихся на умозаключения и убеждения/веру.Итак, мы уже установили, "ретроспективный взгляд" есть некий артефакт, кажимость. Он связан НЕ С НАРУШЕНИЯМИ ПАМЯТИ, НО С НЕДОСТАТОЧНОЙ ОСОЗНАННОСТЬЮ РАБОТЫ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В ОТНОШЕНИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО БУДУЩЕГО.Но, авторы идут далее и в несуществующем придумывают/находят некое разнообразие и даже онтологию.Первый уровень такого сдвига, нарушение памяти, включает ложную память об изначальном мнении или суждении ("Я говорил это должно случиться"). Второй уровень, неизбежность, центрируется на нашей вере в неизбежность события ("Это должно было случиться"). И третий уровень, способность предвидения, включает нашу веру, что мы лично могли предвидеть данное событие ("Я знал, что это случится").(1) ("Я говорил это должно случиться") - в этой фразе нет даже малейшего намека на нечто подобное нарушению памяти.(2) ("Это должно было случиться") - самоотчет/референция такого рода зачастую строится не на механизмах веры, но на МЕХАНИЗМАХ ОСОБЕННОГО РОДА ОЩУЩЕНИЙ, которые и придают человеку уверенность в отношении чего угодно. Например, в роли именно таких ощущений мы многократно рассматривали так называемые Сущностные Ощущения:
(3) "Я знал, что это случится" - авторы обсуждаемой статейки находят им значимую герменевтическую разницу между: "Я говорил это должно случиться", - и - "Я знал, что это случится". А между тем, в отношении главных обсуждаемых ментальных процессов Памяти и Предугадывания все обнаруженные побочные тонкости никакой роли не играют. Они связана с второстепенными в данном случае ментальными процессами.
Просто чуть ли не любые именно научные авторы игнорируют феномены предугадывания. Причём делая это в форме пресуппозиции, без точек над i. Что вообще-то противоречит настоящему научному подходу. Догматизированный материализм :) Между делом, Юнг будучи вполне признанным научным деятелем, исследовал прямо на территории науки подобные феномены.
Исследователи доказывают существование определённых факторов, подпитывающих в нас тенденцию к необъективности ретроспективного взгляда. Результаты работы показывают, что мы селективно вспоминаем информацию, которая подтверждает мысль, что то, что мы знаем является правдой, и мы пытаемся создать внутренний пересказ, формирующий смысл из доступной информации. Если такое повествование формируется в нас легко, мы интерпретируем его, как означающее, что результат должен был быть предсказуемым. Более того, исследование наводит на мысль, что мы нуждаемся в определённом исходе событий, который мотивирует нас видеть мир вокруг, как упорядоченный и предсказуемый, и делать всё что мы в состоянии, чтобы поддерживать позитивное видение самих себя.Процессы предугадывания; взаимодействие сознания и подсознания через внутренний диалог; да теперь еще и селективное/выборочное воспоминание информации; да еще и референция правды; да еще и формирование смысла. Уже пять разных процесса смешаны в кучу.Еще и "внутренний пересказ" - некое формо-содержание.Да еще и мотивировка структурного видения окружающего мира.Да еще и позитивное видение себя.
В конечном счёте, необъективность ретроспективного взгляда имеет значение, потому что она становится на пути нашего обучения на основе личного опыта.
Процессы предугадывания; взаимодействие сознания и подсознания через внутренний диалог; да теперь еще и селективное/выборочное воспоминание информации; да еще и референция правды; да еще и формирование смысла. Уже пять разных процесса смешаны в кучу.Еще и "внутренний пересказ" - некое формо-содержание.Да еще и мотивировка структурного видения окружающего мира.Да еще и позитивное видение себя.
Нет конца этому великолепию. Теперь у нас уже в рассмотрении ДЕВЯТЬ сущностей, скрывающихся под словами "объективный/необъективный ретроспективный взгляд". К восьми предшествующим добавилось "обучение на основе личного опыта".
"Если в своих чувствах вы считаете, что и так знали это всё время, это означает, что вы не остановитесь, чтобы попытаться понять, почему что-то реально произошло. Особенно трудно часто убедить закалённых в принятии решений, что они могут пасть жертвой необъективности ретроспективного взгляда".Десятая сущность, которую придумали из своей поганой головы придумали авторы разбираемой статьи: "не способность остановиться, чтобы попытаться понять, почему нечто произошло".Интересно, что использование технологий может ещё ухудшить положение вещей. "Как это парадоксально ни звучит, технологии, обеспечивающие нас упрощёнными способами понимания сложных паттернов - от финансового моделирования до отслеживания коммуникационных связей в террористических сетях - могут на самом деле значительно увеличить необъективность ретроспективного взгляда".Одиннадцатая сущность - использование технологий.Остаётся вопрос, что мы можем (если что-то можем) сделать, чтобы изменить ситуацию?Лечь ничком в ближайшую канаву и накрыть свою дурную голову руками - это рекомендация для авторов статьи.Офф. Почему мы уделяем столько внимания этой статейке. Потому что эта и сотни тысяч других статеек блокируют для младых умов способность конструктивно мыслить и применять самооценку. Эта статья есть грязная ложь. Где-то у на есть ссылка: ложь должна быть глобальной:
Остаётся вопрос, что мы можем (если что-то можем) сделать, чтобы изменить ситуацию?А ничего не надо менять. Авторам стоит оставить в покое предмет их размышления.Учитывание и рассмотрение противоположности может быть эффективным способом преодоления такого нашего когнитивного дефекта, по крайней мере, в некоторых случаях. Когда мы пытаемся рассмотреть и объяснить, как нечто, что не случалось ранее,Это ситуация предугадывания:
могло случиться, мы должны противодействовать и нейтрализовать нашу обычную склонность выбрасывать информацию, плохо согласующуюся с нашим внутренним изложением ситуации.Это ситуация рефлексии, надстроенной над предугадыванием.Как результат, мы можем достичь более детальной перспективы и увидеть более тонкие нюансы в причинной цепочке событий.И везде у авторов: сознание, сознание, сознание. В то время как большая часть затронутых ими процессов должна проходить для их эффективность вне сознания.