[userpic]

Гриндер и Кармен-сталкер -- третий день

ailev в Openmeta (оригинал в ЖЖ)

Metapractice
Читаем-анализируем: "Steps to an Ecology of Emergence"
  3. Читаем-анализируем: "Steps to an Ecology of Emergence" metanymous
    Re: Если бы да кабы immergent
Рефрейминг
  16. Рефрейминг metanymous
    ... metanymous
Моделируем сигналинг (внутреннего герменевта)
  Моделируем сигналинг (внутреннего герменевта) metanymous
    ... metanymous
Uptime
  Uptime dvv7
    Re: Допустим... metanymous
Openmeta
Критерии оценки практик
  Критерии оценки практик ailev
    Re: Вопросы ailev
Ранжированный список тем опенметы
  Ранжированный список тем опенметы metanymous
Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты
  Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты metanymous
    Переговоры между левым и правым полушариями для Модел dvv7
Метамоделирование Интеграции
  Метамоделирование Интеграции metanymous
    МоделиСтирания? dvv7
    Стерка и ЭффектыСтирания dvv7
И на третий день я развернул раздатку к семинару и увидел эпиграф из популярнейшего в Калифорнии автора -- "Если бы не было никакого различия между внешним видом явления и действительностью", то не было бы никакой потребности в науке", Карл Маркс.
Этот эпиграф предваряет фрагментик, который подчеркивает самое главное достижение последней книжки "Шепот на ветру" Гриндера с женой (хотя я уже сильно сомневаюсь, что там Сент-Клер принимала такое уж участие. Правда, она может быть писателем бОльшим, чем тренер -- такое бывает, особенно, когда книга пишется на пару с профессором-лингвистом ;) В этой книжке говорится, что есть два типа переработки, которые может делать человек -- нейрологическая и языковая, F1 и F2 (это не от "фильтры", а от "формализм" ;). "Нейрология и язык -- вот два больших набора трансформаций, одновременно отделяющих и соединяющих нас с миром вокруг. Таким образом, нейрология и язык делают каждого из нас дураком!".
Итого в тренинге было выделено два типа ритуалов: одни ритуалы демонстрировали, что восприятие нас дурит (предъявлялся набор #иллюзий с внушением типа "не верь #глазам своим") -- с предложением повышать свою сенсорность для овладения искусством калибровки, а другие выключали внутренний диалог (и об этом даже два-три раза говорилось явно: про то, что внутреннее комментирование мешает воспринимать мир), чтобы нас не дурил язык ("не накладывались фильтры понятийного мышления").
Было сделано сильное заявление, что моделирование (вообще) начинается там и тогда, где и когда выключаются как минимум языковые фильтры -- и незамутненное онтологиями восприятие, наконец, замечает что-то новое.
1. МоделированиеНЛП -- МоделированиеНеНЛП
Формально к МоделированиюНЛП относятся только те моделирования, которые проходят в соответствии с указанной в предыдущем постинге схемой. Но бывают и другие виды мооделей. Была предложена МоодельХуберта (название моодели было выбрано Гриндером по имени ее заказчика):
1. Найти гения и получить к нему доступ.
2. Заснять гения на видео параллельно в анфас и профиль, с высоким разрешением, в то время, когда гений творит.
3. Посадить гения смотреть этот фильм (сразу два экрана) -- и калибровать его физиологические реакции, уж как получится. В точках, где у вынужденно находящегося в третьей позиции гения будут какие-то реакции, ставить маркеры на видео.
4. Показать видео гению еще раз, давая ему пульт и возможность останавливать видео в тех местах, которые сам гений субъективно сочтет важными. Отметить их на видео.
5. Полученную пунктуацию использовать, чтобы допросить гения про эти точки: что он а) @делал во всех репрезентативных системах, б) использовать метамодель для уточнений, в) применить гипноз с изменением состояния сознания и попросить вспомнить, что происходило, г) и так далее.
6. Применить к собственной нейрологии.
7. Попытаться сделать самому.
Эта МоодельХуберта хорошо работает в бизнесе, но она содержит смесь стратегий гения и некоторых фильтров модельера. То есть ее результаты не равны результатам МооделиНЛП. Есть также множество других МооделейНеНЛП, которые отлично работают, но Гриндер просит называть их иначе, нежели МоодельНЛП.
Отсюда же постулируется невозможность МоделированияПоСледам, ибо за мертвыми нельзя наблюдать и микромускульно повторять движения (шаги 2, 3 МооделиНЛП) -- кроме единственного случая: видеоленты померших спортсменов.
2. МоделированиеПроцессов -- МоделированиеСодержания.
Гриндер настаивал, что предметом НЛП являются только (нейрологические) процессы, но уж никак не обрабатываемое ими содержание. Он с негодованием вычеркнул из НЛП как логические уровни (это ведь удобный способ рассортировать содержание высказываний? Не так ли? Поэтому -- НеНЛП! Правда, он заметил, что знает, как чуть-чуть подработать эту модель, чтобы она стала НЛП-моделью. Но в ее текущем состоянии -- нафиг, нафиг!). С той же страстью была вычеркнута S.C.O.R.E. и все подобные модели, в которых никак не цепляется нейрология.
3. Мечты
Мечты -- это трюки, чтобы заставить нас двигаться. Любые новации и креатив делаются только на пути к чему-либо еще. Суть трюка в том, чтобы забыть, почему мы придумали свои цели, и двигаться к этим целям, как абсолютно необходимым.
Сам Гриндер каждые пару лет выбирает для себя "новую метафору" (по описанию это походило как на выбор новой профессии, и связанного с этой профессией образ жизни). Это для него способ поддержания жизни. Затем прошло внушение: а когда вы тоже так будете делать, то выбирайте деятельности, в которых вы наименее успешны, чтобы попадать в контексты, находящиеся вне зоны вашей компетентности.
4. Сознание и бессознательное
Да, Гриндеру нравится "метафора" (способ так думать) сознания=левому полушарию, бессознательного=правому полушарию.
Он предлагает:
1. Следуя Грегори Бейтсону, считать их необъединяемыми никогда, по определению. Они логически разные. Точка, далее не обсуждается (при моей попытке указать, что есть другие РежимыСознания, где нет их противопоставления, а наблюдается какая-то интеграция, Гриндер заявил про необходимость напряжения (tension) между полушариями, ибо именно соревнование дает креативность и инновации). Поэтому
2. полушария нужно не столько интегрировать как-то, сколько организовывать из них команду с четким разделением ролей: сознанию нужно отдать право формулирования содержания желаемого результата и его формата, а все остальное -- отдать бессознательному.
3. Было дано оригинальное определение НЛП: НЛП -- это переговоры между левым и правым полушарием.
4. Медитации были объявлены "в законе", ибо они через изменения физиологии получают разные НастроиСубстрата. Только Гриндер считает, что в них (почему-то он имел ввиду только дзадзен медитацию буддистов) не хватает эффективности, ибо маловато движений. Двигательные практики он считает много, много более эффективными, чем любые "сидячие".
5. Уилбер был объявлен bullshit -- просто по факту, что он как-то описывал какие-то другие отношения, кроме coopetition (от competition и cooperation) между полушариями. Ибо наличие конкуренции полушарий нужно для творчества, а кооперация ("команда") важна для успеха в жизни. Как я понял, Гриндер отнюдь не склонен копаться в противоречиях в этом месте.
6. Во всех упражнениях нужно рассыпаться в ритуале благодарности правому полушарию -- все время вербально произносить благодарственные формулы Бессознательному за каждый данный им ответ, всегда спрашивать, хочет ли оно говорить (но позволительно спрашивать у не хотящего говорить или отвечать бессознательное, когда оно соизволит ответить, и это вопрошание о подходящем времени может напоминать жесткий допрос с непременными благодарностями после каждого ответа). Что это за механизм такой, с благодарностями, спросить не удалось.
5. Новый код: особенности
1. В классическом коде не было прописано право оператора игнорировать вербальный ответ клиента, а действовать, опираясь на нейрологию. Вместе с тем, именно так работали сами отцеположники (отвечали не на вербальное поведение клиента, а на невербальное -- чего, кстати, нельзя отследить по их книгам, например). Новый код разрешил это: не обращать внимания на потуги сознания клиента, а разговаривать прямо с Субстратом.
2. В НовомКоде интервенция состоит в изменении настроя, а не "привнесении ресурсов". Настрой уже содержит в себе паноптикум ресурсов, а бессознательное в нужный момент выберет нужный ресурс.
3. Поэтому а) применяется контекстное (контекст -- #окружение) якорение настроев (причем не ищутся специфические якоря в контексте, а берется весь контекст целиком -- пусть Субстрат сам разбирается там с конкретными якорями), и б) поддержание библиотечки многоресурсных настроев.
4. Многоресурсными настроями являются такие, в которых правое и левое полушария "договорились" о совместной работе и не подавляют друг друга, синхронизированы.
5. Для получения ассортимента таких специальных многоресурсных настроев (СостоянийВысокойПродуктивности в терминологии Гриндера, они же -- НеЗнаюНичегоСостояния, know nothing state) используются специальные ритуалы -- ИгрыНовогоКода. Эти игры используют фрагмент ЦепиСовершенства (то, что "изменение физиологии влечет за собой изменение настроя").
6. Никакого тестирования (изменений) в "лабораторных условиях". Тестирование будет делать сама жизнь -- в тот момент, когда встретится подходящий для вызова данного настроя контекст и предъявит бессознательному специфические якоря, произойдет вызов Настроя и произойдет изменение поведения.
7. Обходятся любые вопросы о положительном намерении. Намерение идет пофиг -- просто, ежели что-то не срабатывает, то делается рефрейминг и добавляются поведенческие выборы.
6. Игры Нового Кода
Любая деятельность, попадающая под следующие критерии, является ИгройНовогоКода:
1. Одновременная активация обоих полушарий (достигается через задействование движений левой и правой половин тела, движения вообще обязательны, они активно сдвигают физиологию)
2. На входе должны быть 3 канала репрезентации (зрение, слух, кинестетика)
3. Должен быть какой-то ритм
4. Должна быть возможность "играть" минимальными мускульными движениями (например, сидя на заседании -- "играть в уме") -- это задействует микромускульные якоря на вызов соответствующего Настроя.
5. Параллельные задания, выполняемые одновременно (т.е. должно быть не менее двух фокусов внимания)
6. Игра должна быть неограниченно удлиняемой и усложняемой (масштабируемость), при сохранении легкой проверки поддержания ее Настроя.
Играется до появления МногоресурсногоНастроя (у каждой игры -- своего особого).
Речь на выходе -- неважный элемент, ее может и не быть.
Пункт 5 вполне заменяет задание по кусочкам (сначала одну репрезентативную систему, затем другую и т.д.) ввести четкое @#представление проблемного контекста. Ежели удается удержать @#представление этого контекста и поддерживать игру (т.е. сохранять требуемый игрой Настрой), то цель игры достигнута.
К таким деятельностям относятся жонглирование, балансирование на рельсе (усложняется закрыванием глаз, ходом назад, прыжками на одной ноге назад), боевые искусства, сложные танцы и т.д. (двигательные активности, как правило, используют скоординированно обе половины тела, т.е. активизируют оба полушария). Ну, и "классические" игры -- Алфавит и НАСА (NASA было так названо опять же, по имени заказчика ;).
7. Отношение ко сну.
Сам Гриндер регулярно практикует lucid dreaming и получает от этого удовольствие. На все остальные расспросы отвечает: ну, ты займись этим, потом обменяемся опытом, научим друг друга.
С другой стороны, он выступил категорически против любых анализов сна, сравнив сон со стихотворением. Сны, как и стихи, принадлежат сфере правого полушария, и должны восприниматься целостно. Он долго говорил "сон-стихотворение".
Была предложена процедура допроса о значении снов (я опущу тут всякие благодарности бессознательному и расспросы про желание его поболтать):
1. Зафиксировать, что сон -- это стишок, рассказанный Субстратом Сознанию.
2. Установить субмодальные сигналы ВещестиСна ("означает ли сон что-нибудь? Т.е. пытается ли Субстрат что-то сообщить сном?) -- удалить и затенить картинку сна, ежели ничего не сообщалось, и приблизить и сделать более резкой главную детальку @КонтекстаСна, ежели сон был Вещим).
3. Ежели был ВещийСон, то просьба явить какие-нибудь образы, поясняющие намерения Субстрата. Предъявлять просить до момента, пока сам не поймешь, в чем там было дело. Ежели так и не поймешь, то заказать себе понимание через несколько часов или дней.
8. Сталкинг
Упражнение "сталкинг" (калибровка у себя минимальных признаков нежелательного настроя и якорение на резкую смену настроя) в исполнении крадущейся в поисках неприятных ощущений Кармен напомнило интервью с Лиепой:
-- Можно ли танцевать в 35 лет?
-- Можно.
-- А в 50 лет?
-- Можно. И в 70 лет можно. Смотреть нельзя.
Но суть ритуала интересна: на полу обозначаются (скажем, листками бумаги) два места на расстоянии где-то метров 5. Одна точка означает контекст безопасности, другая точка содержит проблемный контекст (либо "автоматического нежелательного реагирования", либо наоборот "автоматического нежелательного бездействия"). Установка контекста общая для многих упражнений: из 3-й позиции диссоциированно нужно вообразить в этой точке проблемный контекст (последовательно помодально -- что там видишь, что там слышишь, какие выражения лиц задают чувства и т.д.), а затем войти в это место и @контекст, и испытать все нежелательные чувства и/или (микромускульное) поведение в этом месте. Тем самым устанавливаются два пространственных якоря -- Безопасности и Проблемы.
Далее нужно красться из места Безопасности к месту Проблемы, замечая в себе малейшие признаки появления ПроблемногоНастроя. В этот момент (замечаемый либо самостоятельно, либо коучем по калибровке физиологии -- с отдачей соответствующей команды "Беги!") нужно немедленно и дать дёру в место Безопасности. Тем самым устанавливается якорь на первые проявления НежелательногоНастроя, запускающий при встрече еще на дальних подступах ПроблемногоКонтекста НастройБежать. Проблема как минимум вырывается на уровень Сознания, и появляется выбор в поведении.
А после этого
Человек двадцать пошли послушать рассказ Александра Арсеньева о том, как начинался НЛП в России (а начинался НЛП в том числе с экспериментов его и metanymous) и угасал в мире.
Наиболее интересен был фрагмент развернувшейся в самом конце его рассказа дискуссии о том, работает ли хоть какая-то из МооделейОколоНЛП. Ему так и не удалось освоить хоть какую-то Моодель. Самое удивительное было в том, что когда я начал ему говорить, что для этого моделирования нужно особым образом модифицировать зрение, а также откалибровать СущностноеОщущение, он вдруг достал из портфеля 3D-картинку, и печально сообщил, что ему никак не удается разглядеть на ней "спрятанный" 3D-сюжет! Ежели гипотеза metanymous про НастройМоделирования верна, то это объясняет, почему Александру так и не удалось освоить главное в НЛП -- собственно моделирование.
Но не будем торопить события -- МоодельОпенМеты и связанные с ее освоением Ритуалы мы еще опишем. А для того, чтобы это описание глаголом жгло сердца людей, нужно закончить, наконец, МодельДлинныхТекстов.

3 комментария

сначала старые сначала новые