[userpic]

Теперь банановый!

bowin в Metapractice (оригинал в ЖЖ)

Путеводитель по ассортименту школ развития, выпуск 3

Путеводитель по ассортименту школ развития
  3. Теперь банановый! 3 bowin
  2. Путеводитель по ассортименту школ развития 7 metanymous
Путеводитель по ассортименту школ развития.
  Путеводитель по ассортименту школ развития. 23 wake_
Путеводитель по ассортименту школ развития
  2. Путеводитель по ассортименту школ развития metanymous
Путеводитель по ассортименту школ развития.
  Путеводитель по ассортименту школ развития. wake_
    ... metanymous
Темы MetaPractice (02.11.21) - 244 темы
  Темы MetaPractice (02.11.21) - 244 темы metanymous
Темы MetaPractice (21.08.19) - 242 темы
  Темы MetaPractice (21.08.19) - 242 темы metanymous
Темы MetaPractice (13.04.18) - 234 темы
  Темы MetaPractice (13.04.18) - 234 темы metanymous
Темы MetaPractice (10.11.17) - 231 темы
  Темы MetaPractice (10.11.17) - 231 темы metanymous
Темы MetaPractice (20/09/13)
  Темы MetaPractice (20/09/13) metanymous
Просветленка
  2. Попытка обзора metanymous
    ... metanymous
Решил уточнить и развить благое начинание wake_ полугодовой давности по классификации школ развития: http://community.livejournal.com/metapractice/85329.html
Путеводитель2 - Что такое "настоящая школа": http://community.livejournal.com/metapractice/99749.html
Я согласился с основными категориями, характеризующими школы: области применения, методы, провайдер обучения, проверка качества. Однако нужно наполнить эти категории содержанием, чтобы было понятно, как именно мы классифицируем. Например, одна из характеристик Методов - это Направления работы. Одним из Направлений работы может быть непосредственная работа с телом: пост, отработка двигательных навыков и пр. Направление работы отличается от Области применения - скажем, мы путем работы с телом можем получить улучшение когнтивных качеств, а путем работы с первым/вторым вниманием улучшить здоровье.
Сами школы тоже полезно разделить: есть, очевидно, деление между "традицией" и "современностью". Традиционные техники либо связаны с религиями, либо нерелигиозны. Современные техники за редким исключением (типа дианетики) секулярны, но имеют либо узкий, либо широкий спектр действия (традиционные техники все работают по широкому профилю).
Кроме того, я считаю, что есть смысл добавить еще одну категорию: отношение школы и ученика. Там будет несколько подкатегорий:
а. Мотивация (по темам Путеводителя2: "в хорошей школе мотивацию ученика перенаправляют на обучение именно навыкам, да еще в придачу учат метанавыкам") Тогда мотивация ученика: (1) решение проблемы; (2) получение навыка; (3) получение метанавыка.
б. Другая подкатегория - отношения с учеником: жесткая /мягкая иерархия, вытянутая / плоская иерархия. Например, в условном ашраме индийского бабы есть гуру и все остальные (жесткая, но плоская иерархия). В какой-нибудь дианетике: масса ступеней, довольно жестко задано. В НЛП или тайцзицюань - мягкая, но вытянутая иерархия (масса ступеней, но можно получать доступ к мастерам без впахивания по условным ступеням). В "исследовательских сообществах" (условная "метапрактика" - мягкая плоская иерархия.
Большая карта открывается кликом на картинку:

О пользе классификации: я не считаю, что картирование полезно только для "новичка", который пытается разобраться в многообразии техник, возможностей, практик и пр. По сути, недавно цитированное (metanymous'ом) утверждение об НЛП полностью применимо ко всем школам развития: поле практик развития похоже на джунгли с разбросанными тут и там крохотными полянками, накоторых кто-то пытается возделывать землю, защищать свою делянку исобирать урожай. Карты в таких джунглях полезны даже опытным путешественникам с навыками выживания в критических ситуациях :)

3 комментария

сначала старые сначала новые