Да читал я Грофа.Гроф1 = экспериментальные данные:--ЛСД опыт--опыт холотропного дыхания--опросы переживших клиническую смерть + опросы побывавших в необычных ситуациях, например, слишком долго падающих с высоты и оставшихся живыми (оказывается у всех происходит в несколько секунд нечто вроде перепросмотра жизни с забросом в опыт пренатальных матриц) + опыт не-с-того-не-сего-вылета на ИЗЖИВАНИЕ пренатального опытаГроф2 = теория Грофа. Уилбер спорит с теорией. Но в споре перемешивает/подменяет теоретические постороения Грофа и экспериментальны данные. У него это даже в литературной ссылке отражено - ссылки только на три теоретические работы Грофа. Постановка вопроса Уилбером понятна - обязательно для развития изживать БМП или вовсе необязательно. Но доказательства-то надо строить от эмпирики - покажи, что в символике БМП присутствует возможность развития БЕЗ необходимого/обязательного изживания БМП - и все доказано.И Тибетскую книгу мертвых читал.В тибетской книге мертвых не указан объем статистической выборки и не посчитаны коэффициенты корреляции :)И еще много чего другого. Разговор тут не о чтении оригиналов. Обычно разные люди из одинаковых книжек разные факты вычитывают, вот в чем закавыка.Так Уилбер не приводит никаких *Примеров, опровержения экспериментальных данных! А вопрос, который он ставит вполне правомочный! Крайне важный вопрос! В более общей форме его можно было бы так оформить --линии/уровни/холоны развития вполне определенные, но не существует ли некоторая свобода в... выборе .... ~конкретного маршрута развития?А о качестве данных/теорий ГрофаДанныеГрофа - вы подвергаете их сомнению? Хорошо, но учтите, что там не только лсд и замороченное дыхание - там достаточное число субъективных самоотчетов просто из жизни.ТеорииГрофа - вот это совершенно отдельное.я и без Уилбера имел похожее мнение (еще более жесткое, кстати, чем после чтения Уилбера -- Уилбер по крайней мере показал мне и некоторые позитивные моменты в грофовщине).Хм. Я думаю, что от таких "позитивных моментов" старику сильно икалось :)Вообще, Гроф зачем понадобился-то в этой теме? Может, обойдемся без него, ежели он вызывает столько споров?Это важное символическое место.--Вот берем этнографов великих - все в один голос утверждают, что обряды инициации по всему миру по внутненней сути однотипны - изживание ~БМП, второе рождение--берем культурное наследие - мифы/волшебные сказки - доказано - тема та жеВот вопрос: это по причине "примитивности" наши предки не могли найти ничего лучшего, кроме как замудряться с повторным рождением? Или это единственный ~маршрут развития? (вот ЭТО про *скисшее молоко!)Почему у Уилбера отсутсвует все про "эти" темы? Ни авторов, ни тем, ни теорий, ни эмпирик - ничего!Можно уже предсказывать, что, например, Эрика Эриксона с его тщательными проработками субстратно-сфинктерно-психоаналитических процессов + анализом онто/фило РАЗВИТИЯ индивида в контексте семейного воспитания, традиций разных культур мы так и не найдем в у-текстах. Эээ так негодится. Причина-то та же что и по поводу Грофа.Итог:Что у нас в интегральном подходе:--с вековыми обрядами инициации (а ведь это квадратозамыкательные темы!)--мифологией--с Грофами, Э. Эриксонами